- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
"Друзья Оушена" с проселочной дороги: об "Удаче Лохана" Стивена Содерберга
"Революционное" возвращение
Лента "Удача Лохана" знаменует возвращение Стивена Содерберга, одного из наиболее интересных современных американских режиссеров, в большое кино. В последние годы он все свое внимание посвящал телевидению, снимая с поразительной плодовитостью сериалы, и даже заявлял о том, что с кинематографом окончательно завязал.
В итоге Стивен Содерберг не просто вернулся, но и попытался совершить небольшую производственную революцию в американском кино: создать крупный фильм с голливудскими звездами без участия голливудских же студий и самостоятельно организовать его прокат без их же рекламной поддержки.
Коммерческий успех этого мероприятия еще предстоит оценить. С одной стороны, затраты на производство фильма были покрыты продажей прав на его показ по всему миру. С другой — отсутствие широкой рекламной кампании не позволило картине, которая уже вышла в США, оседлать там лидерские позиции. А вот в художественном плане у Стивена Содерберга — получилось. Можно утверждать, что тут ему сопутствовала та самая удача, которая довольно долгое время ускользает от главных героев ленты.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСвобода была необходима режиссеру для того, чтобы сохранить творческий контроль над всеми аспектами создания и продвижения фильма. В компании "Артхаус Траффик", которая занимается его дистрибуцией в Украине, сообщили, к примеру, что именно он утверждал макеты украинских постеров картины.
Сам же дистрибьютор несколько отредактировал ее название, изменив оригинальный "Logan Lucky" на "Удачу Лохана", "обыграв" тем самым фамилию главного героя и недвусмысленно указав на то, что за "ограблением века стоят далеко не профессионалы" (как отмечено в пресс-релизе ленты).
Ироничный взгляд на традицию фильма-ограбления
Ироничное отношение к персонажам картины — простоватым жителям провинциального городишка в одном из южных штатов США — характерно и для самого Стивена Содерберга. Хотя у него все же оно связано с намного большей любовью — и большой самоиронией: представляя в комичном свете героев, он в первую очередь подтрунивает не над ними, а над собой и своими голливудскими успехами.
По сюжету, герои ленты — семейство Лоханов (Ченнинг Татум, Адам Драйвер и Райли Кио) и примкнувшее к ним семейством Бабахов (во главе с колоритным персонажем Дэниэла Крэйга) — собираются похитить наличность, собранную во время главных автомобильных гонок США Coca-Cola 600, проводимых NASCAR.
Будто предчувствуя, что фильм об этом "ограблении века" будут сравнивать с исполненной звездным лоском Лас-Вегаса трилогией о "друзьях Оушена", которая и принесла ему массовое признание, Стивен Содерберг самостоятельно вмещает это сравнение в фильм — буквально озвучивая его, то и дело подсмеиваясь над параллелями, заимствованиями и цитатами, которые могут отметить зрители.
Таким образом, он вписывает "Удачу Лохана" в традицию фильмов-ограблений, которую и сам успешно развивал: дотошно демонстрируя подготовку к ограблению, само ограбление и его последствия, умело расставляя акценты, связанные с мотивацией действий персонажей, постепенно открывая зрителю детали их плана и промахи, которые они допускают на пути его осуществления, и в то же время приберегая главные козыри — переворачивающие все с ног на голову — к финалу.
Мистификация, массовая культура и местный патриотизм
Сложно поверить, что необыкновенно ритмичный и продуманный до малых сюжетных поворотов сценарий написан дебютантом — некой Ребеккой Блант, которую никто, кроме Стивена Содерберга, в глаза не видел. Предполагают, что эту сценаристку придумал он сам, дабы — благодаря такой мистификации — оградить себя от критики, связанной с тем, что его новый после долгого перерыва фильм рискованно барражирует на грани самопародии.
В этом ироничном отношении к происходящему, которое то и дело опрокидывает более-менее серьезное действие в искрометную комедию (в том числе исполненную физических шуток, основанных на недугах героев), гнездится главный фактор "нестабильности" фильма — он соблазняет и одновременно обескураживает, будучи и кинематографической фантазией, и тонким наблюдением над массовой культурой, и крепко врастающей в американскую низовую реальность криминальной историей.
Стивен Содерберг демонстрирует ожидаемо высокий профессионализм, точно рассчитывая эффект от каждой сцены, передавая суть истории без слов и во многом без слов зарождая комедию: его фильм буквально дышит кинематографом. Особо в этом смысле стоит отметить дебют ленты, который тонко очерчивает ее человеческое и социальное пространство (с прекрасной сценой "ритуальной" пьяной драки в баре, оттеняющей взаимоотношения главных героев).
Включенность в массовую культуру при этом сопряжена не только с аллюзиями на "Друзей Оушена", но и с уморительными шутками про "Игру престолов", неожиданной трактовкой песни Рианны "Umbrella", глубоким анализом творчества кантри-певцов, любовью к скорости и автомобилям с механической коробкой передач. Культура не всегда смышленых героев при этом основана не только на Википедии и Гугле, но и наполнена любовью к родному дому, искренним местным патриотизмом, который подчеркивает режиссер.
Южный акцент и Тарас Шевченко в переводе
Стивен Содерберг не превращает героев в объект насмешек, хотя имеет для этого все возможности. Как результат, теплую сдержанность Адама Драйвера и насупленную серьезность Ченнинга Татума оттеняет лишь один образ, который ходит по опасной "карикатурной" грани — грабителя банков, специализирующегося на взрывах сейфов, с "говорящей" фамилией Бабах. Дэниэл Крэйг буквально "купается" в этой роли.
Стоит отметить, что его профессиональные достижения можно в полной мере оценить, лишь посмотрев фильм на языке оригинала с украинскими субтитрами (в такой версии "Удачу Лохана" тоже будут демонстрировать кинотеатры), — британский актер, выкрасивший волосы в белое, в ленте говорит с истовым южным акцентом.
Вместе с тем, впечатляют и усилия компании "Артхаус Траффик" по дубляжу ленты: украинский перевод дарует неожиданные перлы, связанные с внедрением в американскую глубинку поэтических шедевров Тараса Шевченка.
Последнюю же каплю юмора Стивен Содерберг приберегает на титры. Надпись в их самом конце гласит: "Это художественное произведение. Никто во время создания фильма ограблен не был. Кроме вас".
И отчасти это правда — предпочитая нанизывать шутку за шуткой, Стивен Содерберг в "Удаче Лохана" постоянно намекает на свой потенциал, но все же не до конца раскрывает его.