Facebook вам в помощь. Стоит ли использовать соцсети при поиске работы?

Как соискатели и работодатели используют социальные сети при поиске работы и на какие подводные камни стоит обратить особое внимание

С каждым днем Facebook все больше превращается в корпоративно-деловой ресурс. В ленте то и дело мелькают посты о поисках работы. Это не типичные резюме с паспортным фото и эпистолярным стилем — это настоящие оды и признания в любви к будущей работе, захватывающие рассказы о профессиональных достижениях или печальные истории горького опыта. Именно поэтому люди, отчаявшись найти работу на обычных сайтах по трудоустройству, иногда пишут слегка ироничные или деловые посты в Facebook. Так поступила и киевлянка Алиса Абасова, которая взорвала сеть своим нетрадиционным постом. Девушка, разместила оригинальное резюме на своей странице в Facebook и за несколько дней получила 150 предложений по работе, собрав при этом 4,5 тысячи лайков и несколько сотен друзей. В итоге девушка быстро нашла работу.

Редакция Delo.ua решила разобраться, насколько такие нетрадиционные форматы подачи резюме помогают найти работу и как на это реагируют HR.

Насколько популярны соцсети?

Согласно данным кадрового портала rabota.ua, 83% украинских компаний используют соцсети для размещения вакансий. Но это не означает, что все воспринимают соцсети как действенный механизм поиска специалистов (постоянно обновляют список вакансий, переписываются с соискателями и тд).

Часть компаний использует соцсети скорее как механизм проверки потенциальных сотрудников. По словам Екатерины Мащенко, руководителя экспертно-аналитического центра "HeadHunter Украина", около 75% работодателей изучают профили кандидатов в соцсетях перед тем, как принять окончательное решение о трудоустройстве нового сотрудника.

По словам Татьяны Пашкиной, HR-эксперта рекрутингового портала rabota.ua, благодаря соцсетям компании могут отсеивать кандидатов, профили которых им покажутся "неподходящими" — 51% рекрутеров отказывали потенциальным кандидатам после просмотра их профиля.

"Страница кандидата в Facebook или Instagram позволяет оценить его личностный профиль и соответствие ценностям компании. А это дополнительное преимущество по сравнению с сухими фактами в резюме или в профилях на порталах по поиску работы" — считает Ирина Харрасова, директор по управлению персоналом компании UMG.

Эксперты согласны с мнением, что именно через социальную сеть или какие-то форумы можно отыскать действительно уникальных и ярких кандидатов в таких направлениях как маркетинг, журналистика, PR, вэб-дизайн и тд.

"Чаще такие методы поиска применяются к digital-специалистам и ІТ-шникам, нежели к воспитателям детсадов в небольших райцентрах" — отмечает Татьяна Пашкина.

В чем плюсы соцсетей для HR ?

Валерий Кушниренко, директор по персоналу PZU Ukraine Insurance Group, говорит, что соцсеть помогает за короткий промежуток времени привлечь внимание более широкой аудитории по всей Украине для массовых наборов кандидатов, которые не владеют какими-то эксклюзивными навыками или знаниями.

HR-директор OTП Банка Наталия Лукаш добавляет: "Мы постоянно рассматриваем новые подходы для привлечения кандидатов на те или иные вакансии, здесь нет единого рецепта, нужно постоянно экспериментировать с шаблонами, видами, текстами".

HR-специалисты согласны с тем, что метод поиска персонала через соцсети является менее эффективным, чем кадровые порталы, но подобные посты в сети воспринимаются позитивно. Благодаря таким объявлениям появляются персонализированные месседжи, за которыми видна личность и нестандартный формат подачи информации.

В чем минусы поиска персонала через соцсети?

HR-эксперты в один голос утверждают, что не имеет смысла делать ставку в рекрутменте исключительно на соцсети. Конечно, невозможно заинтересовать digital-поколение без соцсетей и вирусной рекламы. Но когда речь идет о более старших людях и специалистах с десятилетнем стажем, то рекрутинг через соцсеть — это простая трата времени. По данным rabota.ua, 17% таких специалистов даже не имеют профилей в соцсетях.

"Необходимо не забывать о таких нюансах как этические моменты или конфиденциальность. Вряд ли будет целесообразно давать вакансии топов или ключевых сотрудников в публичном доступе", — добавляет Валерий Кушниренко.

По словам Ирины Харрасовой, профили пользователей Facebook не всегда содержат упорядоченную информацию о работе и образовании, объявления в специализированных группах не систематизированы. "Я предполагаю, что социальные сети со временем будут набирать больший вес, но останутся лишь одним из инструментов в подборе персонала", — говорит она.

Ставка на креатив

Работа с социальными сетями характеризуется своей спецификой, которую нужно понимать и находить правильные пути внедрения. Привлечь к своей особе внимание и быть замеченным в огромных потоках информации становится все сложнее, поэтому как соискателям, так и работодателям, нужно проявить креативность, дабы поиск через соцсети стал результативным.

Наталия Лукаш и Ольга Осенина из OTП Банка отмечают, что стандартные подходы к подачи резюме уже не работают, и те посты, которые привлекали внимание год назад, уже неактуальны на сегодняшний день. "По последнему опыту, наиболее привлекательными постами с вакансиями являются инфографика и гифки" — добавляют они.

Екатерина Мащенко из hh.ua рекомендует кандидатам придерживаться следующих правил: 1) уделите особое внимание фотографиям — поэтому лучше удалить дискредитирующие фото в вашем профиле. Все фотографии должны преподносить вас только с выгодной стороны; 2) обращайте внимание на тон своих публикаций: большинство HR-ов меняют свое мнение о кандидате в худшую сторону, если он использует нецензурную лексику или оскорбляет других пользователей сети. Многих настораживают грамматические ошибки и статусы из разряда "ненавижу понедельник — опять на работу"; 3) воздержитесь от негативных высказываний в отношении бывших коллег и работодателя; 4) не полагайтесь только на свой аккаунт.

Наталья Романченко, HR-директор группы компаний "Укрлендфарминг", также рекомендует вставить ссылку на развернутое резюме, чтобы рекрутер не терял времени на его поиски и сразу пересмотрел резюме, если оно его заинтересует.

Таким образом, полностью отказываться от использования более привычных инструментов поиска, как кадровые порталы, пока рано, но и игнорировать соцсети, в первую очередь LinkedIn и Facebook, не стоит.