- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Фотограф Игорь Гайдай: На Чернобыльской АЭС мне дали на съемки всего 11 минут
В Киеве на самой большой выставочной площадке Украины - "Мистецьком Арсенале" - открылась выставка фотографий Игоря Гайдая. «Разом.UA» - это 32 трехметровые фотографии: групповые портреты самых разных групп людей: шахтеров, рабочих, военных, пожарных, священников, детей из детдома и даже свадьбы.
В «Мистецьком Арсенале» фотограф впервые показывает в полном объеме проект «Разом.UA», над которым работал восемь лет. Закончил, когда снял около семидесяти фото. Оставил 32. Говорит, посчитал это достаточным, чтобы полностью отразить идею проекта. Эти фотографии вошли и в книгу «Разом.UA».
Также в Арсенале выставлены работы других трех серий известных Гайдая: "Украинцы...", "9 месяцев + 3 дня" ( портреты матерей с младенцами) и "Космос украинского хлеба».
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНа открытии Игорь Гайдай выступил гидом на своей собственной выставке. Говорит, что это его дебют в качестве экскурсовода. Про каждый из снимков у него есть особая история - как готовился, как снимал, что произошло на съемках. Вот некоторые из этих историй.
Игорь Гайдай:
Завод "Титан", Армянск, 2005
Считаю, что это моя самая большая удача. Хотя после этого много было снято фотографий, которые я тоже люблю. Но эта - хороша своей архитектурной мощью.
Причем место, где происходили съемки, я увидел, можно сказать, случайно. Уже было запланировано другое, на котором почти закончил подготовку и возвращался с завода. Шел между реакторов и понял, что было бы здорово снять именно здесь. Пришлось уговаривать начальство изменить первоначальный план. А это непросто, ведь нужно было поймать время, когда одна смена рабочих отработала, а другая пришла на завод. Но уговорил.
Для снимка люди собирались почти два часа. Я еле успел свет поймать.
Второй кадр - на первоначальном месте - тоже сделали, и он тоже классный, но в проект не вошел.
Водокрещенье. Жители села Криворивня в Ивано-Франковской области, 2007
(этим праздником заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января)
Эту фотографию я очень люблю. И на выставке повесил рядом с фото коллектива завода «Титан». Чтобы сразу улавливалось - какая разница в ощущениях!
У фотографии очень странная композиция, я даже сам сначала не понял, почему сделал именно так. А, возможно, наиболее сильно влияет на ее восприятие состояние людей, их настроение. Да, здесь люди больше влияют. И если сравнить с «Титаном», то это просто две разные мелодии. Там - духовой оркестр, а здесь - камерный.
Обычно на Водокрещенье в Карпатах очень красиво: горы покрыты снегом, елки все в снегу, большие сугробы. Но именно в те несколько дней, когда мы приехали в Ивано-Франковскую область, чтобы снять праздник, шел дождь. Но люди все равно были очень радостные.
А отец Иван, который стоит в центре, он вообще является украинской «звездой». Его знают очень многие, приезжают к нему за советом. Во всяком случае, всем, кому я рассказывал о моем замысле фото, он знаком.
В последний раз был такой случай. Мы ехали на один из фестивалей, и, проезжая Карпаты, остановились у отца Ивана на ночь. А у нас на машине - изображения из нашего последнего проекта "Саман": киевские ведьмы на метлах летят. Приехали ночью, оставили машину около его дома, который стоит во дворе церкви. Утром слышим смех. Отец Иван вышел на крыльцо, увидел машину: «Ну, - улыбается, - люди все правильно поймут». Отнесся с юмором. Думаю, не каждый священник способен на такую реакцию.
Чернобыльская АЭС, 2007
Эта фотография снята не в первые годы после аварии на ЧАЭС. Так как ставил задачу охватить разные области жизни, то со временем понял, что тему Чернобыля мне не обойти. И не потому, что когда ты говоришь европейцам, что ты из Украины, они знают боксера Кличко, футболиста Шевченко и Чернобыль. А потому, что у нас такое случилось. Это есть.
Сейчас эта станция не производит электричества. Все работающие там люди, которых я снимал, обеспечивают ее безопасность. Мне дали 11 минут, в течение которых я могу держать людей на том месте, которое выбрал. Почему 11? После того как я получил принципиальное согласие от директора, он вызвал радиометриста. Тот расспросил, где будут съемки, посмотрел замеры, посчитал и сказал: «Не больше 11 минут».
Никакого пафоса. Это когда я выставлял это снимок в Лондоне, пресса написала: «Всего 11 минут было у фотографа!» - сделали из этой цифры инфоповод. И это правда.
Хотя, конечно, чтобы все подготовить, мы работали далеко не 11 минут. И когда приехали автобусы, мы знали, как построить людей.
Наверное, это была самая моя быстрая съемка коллективного портрета.
Президентский полк, 2007
Работать на съемках президентского полка было одно удовольствие. Потому что у него есть командир. Ты говоришь командиру, и дальше все происходит быстро и четко.
Здесь есть такой приятный момент - если присмотреться, то видно, что все солдаты смотрят в кадр. А могли бы, в принципе, и проволынить.
И еще запомнилось: когда я закончил фотографировать и сказал в громкоговоритель «Спасибо большое», все зааплодировали. Без команды командира - он даже растерялся немножко. Я стоял на высоте 5 этажного здания и слышал, как тысяча человек аплодирует. Это было так классно.
Рождественский спектакль Вертеп, 2010
Эта фотография сделана в типичном сельском клубе с типичным советским интерьером. Но это село - Шпитьки - очень активное. В этом селе поселилось несколько, я бы сказал, «новых прогрессивных украинцев». Людей хозяйственных и творческих. И они вложили собственные деньги и сделали ремонт в клубе и детский театральный кружок, и на Рождество спектакль, в котором играть взяли всех жителей села. То есть эти люди действительно стали жителями этого села. И вместо советских праздников сделали рождественский спектакль.
В момент, когда сделано фото, спектакль только закончился. Вот стоит царь Ирод, вот - другие герои. Предельно простой сюжет. Даже не знаю, почему мне он так нравится. Наверное, потому, что это и документ времени.
Шахта «Глубокая», 2007
На фото работники шахты, которая является самой глубокой то ли в европейской части СССР, то ли в Европе, но точно какая-то рекордсменка.
Договориться было очень нелегко. Оказалось, что договориться с директором - это еще не значит, что получится сделать снимок. Хотя директор там, конечно, авторитетный, по-другому нельзя.
Но поскольку у шахтеров очень опасная профессия, они имеют лимит не то что на капризы, но на какую-то дополнительную свободу. Они, когда поднимаются из шахты, не хотят задерживаться, сразу на автобусы и домой, в Шахтерск, что в 100 км от Донецка.
И нам удалось договориться, чтобы одна смена, та, что закончила работу, подождала, когда придет другая, которая должна была спуститься в забой. Это было счастье, что они согласились ждать 40 минут.
И еще такой момент - эта шахта находится больше чем в километре от места съемок. И все согласились пойти туда - и все шли пешком, и директор, и бухгалтер, и полумертвые от работы шахтеры.
Пожарные, 2005
Эта часть отвечает и за оперный театр, и за ВЦИК, и за теплостанцию, и за завод Антонова. Вот на заводе как раз и снимали. Там был на ремонте украинский пожарный самолет, принадлежащий Ливии, на его фоне фото.
Пожарные - это вообще-то фанаты своего дела. В это трудно поверить, так как наше знакомство с ними ограничивается, как правило, приходом в офис с проверкой.
Этот снимок получился со второго раза - в первый раз пришли без формы. "А что, разве надо в форме?" - спрашивают. «Да, - говорю, - вы же бойцы со стихией». И еще попросил принести все возможное оборудование - какое есть. Так что на этом снимке запечатлены уникальные вещи - брансбойты, которых уже не производят, и еще один автомобиль - из тех здоровенных тягачей, которые на парадах в советское время везли ракеты.
Епископы грекокатолической церкви, 2009
На фотографии уникальное событие. Впервые в Украине собрались епископы грекокатолической церкви. Они стоят возле своего строящегося храма в Киеве. Это происходило, когда выбирали патриарха.
Как известно, в СССР грекокатолики преследовались, сидели в тюрьмах, их священники тайно совершали обряды.Так что сегодня у них многие вещи происходят впервые.
Впервые их ставка переехала в Киев, а раньше была во Львове. Впервые они строят в Киеве большой храм.
Пригласили, кстати, на свое собрание и других священников - мы видим их на фотографии.
Стадион «Олимпийский»
Я никак не мог воплотить идею и снять рабочих, которые строят «Олимпийский». Там все время менялись руководители. И идею забросил. А потом меня пригласили членом жюри логотипа, на который объявили конкурс. И я решил еще раз попытаться договориться. Там был аврал, и на съемки работу останавливать, разумеется, не хотели. И когда я заверил, что мы снимем максимально быстро - максимум за час, сказали: «Ну, ладно».
Видео со съемок здесь.