Гоффман нагромождает на экране месиво изуродованных тел, оглушает взрывами, стонами умирающих и паникой живых

Кинофестиваль «Молодость» открыла «Варшавская битва.1920» знаменитого поляка Ежи Гоффмана. Сразу после показа своими впечатлениями с delo.ua поделился Сергей Васильев, член Международного жюри кинопрессы FIPRESCI

Вечером 22 октября в кинотеатре «Киевская Русь» в рамках церемонии открытия  41-го Международного кинофестиваля «Молодость» состоялась украинская премьера нового фильма знаменитого поляка Ежи Гоффмана «Варшавская битва. 1920», созданная с использованием 3D технологий. Кинофестиваль  проходит в Киеве до 30 октября. 

Сразу после премьеры своими впечатлениями с delo.ua поделился  кинокритик  Сергей Васильев, член Международного жюри кинопрессы FIPRESCI:

«Как и водится на торжественных мероприятиях, начался показ  фильма  после непродолжительной, но весьма ощутимой (по причине стоящего в зале холода), задержки. Пожалуй, этот холод был главным противником картины: пока на экране многочисленные польские герои боролись с войсками Красной Армии, зрители боролись со страстным желанием выйти из зала куда-нибудь погреться.

 Тот факт, что почти все из них досидели до конца, а после титров еще долго не отпускали режиссера и благодарили его своими аплодисментами, в данных обстоятельствах явился весьма весомым доказательством интереса к картине.

За процесс отвечает Дзержинский

 Ежи Гоффман в четвертый раз открывал  кинофестиваль «Молодость». В своем новом фильме режиссер не изменил себе, создав масштабное кинополотно, в котором на фоне исторических событий разворачивается мелодраматическая история влюбленных. Жуткие военные приключения мечтательного поэта, добровольцем записавшегося в армию, оттеняет история его возлюбленной – соблазнительной актрисы театра-кабаре, которая вначале ждет его, исполняя со сцены веселые песенки и танцуя перед зрителями канкан, а потом тоже идет на фронт – санитаркой и, по совместительству, пулеметчицей.

 Варшавская битва 1920 года для создателей ленты – одно из центральных событий истории ХХ века. Именно ее исход предотвратил распространение революции из большевистской России на всю территорию Европы, заставив Ленина и его партийных товарищей строить социализм не во всем мире, а в одной отдельно взятой стране. Какими катастрофическими последствиями могло обернуться такое «строительство» для европейских стран Ежи Гоффман показывает на примере деятельности отдельно взятого чекиста.

 Главный герой попадает к нему в плен и в полной мере знакомится с его философией. Чекист поясняет, что для победы революции необходимо физически уничтожить не только всех ее врагов, а также тех ее друзей, которые являются первыми в своем деле, потому что в перспективе они тоже могут нести угрозу. При этом думать о своих жестоких делах особо не следует, поскольку за этот процесс у чекистов отвечает исключительно Феликс Дзержинский.

 Кровавый конфликт и 3D технологии

Сама польско-русская война предстает в виде достоверных, полновесных, масштабных сцен боевых действий, которые длятся мучительно долго и в полной мере погружают зрителя в невыносимую атмосферу кровавого конфликта. Ежи Гоффман нагромождает на экране месиво изуродованных человеческих тел, оглушает взрывами снарядов, пулеметными очередями, стонами умирающих и паникой живых, создавая ощущение безысходности: временами в череде смертей с трудом можно разобраться, где тут свои (поляки), а где – чужие.

 Именно в этих сценах триумфального страдания и насилия в полной мере проявляется роль 3D технологий, с использованием которых была сделана картина.

Постмодернистская ирония зрителей может и навредить

 Впрочем, определенные проблемы с серьезным восприятием «Варшавской битвы» могут возникнуть из-за «тлетворного влияния запада». Режиссер снимает очень правильное, патриотичное, немножко старомодное кино, определенные элементы которого – благодаря современной постмодернистской иронии – могут восприниматься в несколько пародийном ключе.

 К этому подталкивают в первую очередь эпизоды, в которых показана руководящая роль лидеров воюющих стран – с портретной достоверностью воссозданных большевиков Ленина, Сталина и Троцкого и в особенности польского маршала Пилсудского (его играет Даниэль Ольбрыхский). Когда маршал с папиросой в руках, черными, как смоль, усами и напряженным усталым взглядом склоняется над картой с расставленными флажками армий противников, он начинает напоминать шаблонный образ главнокомандующего родом из советской киноклассики, что несколько сбивает градус внутреннего напряжения эпизода».

  Что смотреть на "Молодости"?

Уже с воскресенья в кинотеатрах можно смотреть  фильмы конкурсной и внеконкурсных программ. Расписание показов ищите на  сайте кинофестиваля "Молодость".

Что интересного покажут в этот раз на «Молодости» читайте здесь. Программу фестиваля оценил Сергей Васильев, член Международного жюри кинопрессы FIPRESCI.

Основные фестивальные показы пройдут в кинотеатре "Киев", а также фестивальное кино будет демонстрироваться в "Жовтне","Кинопанораме" и "Киевской Руси".

Мастер-классы знаменитых актеров и режиссеров состоятся  в культурно-образовательном центре "Мастер класс". 

Конкурсная программа фестиваля включает традиционные секции "Студенческие фильмы", "Первые короткометражные ленты", "Первые полнометражные игровые фильмы".

  ФОТО Дарьи Гладских