Гуцульские трембиты впервые прозвучали в Опере на концерте в честь 70-летия ООН — фото

По случаю 70-летия ООН в Киеве в оперном театре состоялся большой концерт "Музыка во имя мира". Благодаря телевизионной и онлайн-трансляции выступления музыкантов, представляющих культуру различных регионов Украины, смогли увидеть во всех городах и селах страны

В течение всего 2015 года в мире отмечается 70-летие ООН. Кульминацией празднования станет 24 октября. В этот день в 1945-м году вступил в силу Устав ООН. Первыми его подписали 51 государство, среди которых была и Украина.

Завтра в Киеве в ботаническом саду по инициативе Представительства ООН в Украине, Программы развития ООН в Украине и Глобального экологического фонда пройдет экологическая акция — будут высажены 70 деревьев, по числу лет юбиляра.

В преддверии знаменательной даты в киевской Опере состоялся концерт "Музыка во имя мира", который собрал исполнителей со всех регионов Украины, и большинство выступавших составили дети.

О том, как родилась идея концерта и о самых ярких моментах его подготовки Delo.UA рассказал руководитель проекта Герман Макаренко, дирижер Национальной оперы, художественный руководитель и дирижер оркестра Kyiv—Classic.

Герман Георгиевич, вы уже принимали участие в создании культурной программы по случаю 60-летия, а также 65-летия ООН. Как руководитель проекта что нового внесли в идею концерта на этот раз?

У оркестра Kyiv—Classic есть такой эксклюзивный проект как концерт-премьер — первое исполнение в Киеве неизвестных произведений композиторов разных стран. Цель этого проекта — показать украинской публике, неповторимость и красоту культур разных народов мира. Причем, в этих проектах мы играем не только авторскую музыку, но и фольклорную. Ведь как сказал в свое время Глинка: "Создает музыку народ, а мы композиторы, только аранжируем ее". За время существования проекта состоялось более двух десятков концертов, которые мы подготовили вместе с посольствами разных стран — Чехии, Австрии, Болгарии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Норвегии, Швеции, Ирака, Турции, Аргентины, Грузии.

И когда в 2005 году представительство ООН в Украине обратилось ко мне по поводу программы празднования 60-летия ООН, как-то спонтанно родилась идея — сделать концерт-премьер "Музыка всех континентов". Ведь ООН объединяет страны, имеющие самые разные экономические и социальные устройства, религиозные взгляды. А связующей нитью для всех является музыка — универсальный язык человечества, который понятен всем без переводчиков и доходит до сердца каждого человека любого возраста, любого уровня интеллектуального и эмоционального развития. Это было очень точным попаданием. Затем эту идею мы взяли за основу концерта по случаю 65-летия ООН в 2010-м году.

А в этом году я предложил представить культуру разных регионов Украины как символ единой державы, и второй момент — чтобы исполнителями были дети как символ мира и светлого будущего.

Были представлены по два произведения от пяти условных регионов: севера, юга, запада, востока и центра. А обрамили концерт музыкальными "визитными карточками" Украины — произведениями, которые знают во всем мире. Открыл программу гимн Украины, а затем прозвучала музыка, которая является символом патриотического духа украинцев — увертюра из оперы "Тарас Бульба" Николая Лысенко.

А следующей стала колядка "Щедрик" Николая Леонтовича. Это еще одна "визитка" Украины — мелодия известна во многих странах мира. Помню, однажды на фестивале в Канаде беседовали с канадским коллегой, и он сказал: "Щедрик — это наша колядка". Я возразил: "Как это ваша? Наша. Могу назвать автора — Николай Леонтович". Для него это было открытием.

А в финале концерта прозвучали два тоже очень известных произведения: дуэт Одарки и Карася из оперы "Запорожец за Дунаем" композитора Семена Гулака-Артемовского и песня Андрея с хором, которую по праву называют "Молитвой за Украину".

Как выбирали музыку от регионов и исполнителей?

Все лето я ездил по всем регионам Украины, отбирал ансамбли, коллективы, солистов.

Для меня было важно выбрать наиболее характерные для каждого региона мелодии и в то же время наиболее известные.

Западную Украину представили музыканты из Ивано-Франковской области, фольклорный оркестр "Гуцульські музики". И впервые, насколько я знаю, в оперном театре звучали трембиты.

Север Украины был представлен исполнителями из Чернигова и Сум, восток — гармонистом и скрипачом из Харькова, выступили две девочки-скрипачки из Донецка, участвовала в концерте аутентичная исполнительница на трещотках из Луганска.

Юг был представлен музыкальной и танцевальной культурой крымских татар, а центральная Украина — вокалисткой из Запорожья с песней "Рідна мати моя" Платона Майбороды, а вокалисты из Черкасс спели дует Одарки и Карася (причем, исполнительнице партии Одарки — восемь лет, а исполнителю партии Карася — шесть. — Ред.)

То есть, как и было задумано, большинство исполнителей, участвовавших в концерте, были дети?

Да, всего в концерте участвовали 130 детей из детских музыкальных коллективов, а среди взрослых исполнителей — солисты Национальной оперы.

Пять скрипачей — из Львова, Чернигова, Харькова, Запорожья и Киева — сыграли "Мелодию" Мирослава Скорика. Я ее очень люблю, считаю, что в ней сконцентрирована вся многострадальная история Украины.

Наблюдая за реакцией зрителей, среди которых было много представителей дипломатического корпуса — посольств различных стран, увидел, что звучащая музыка вызвала самые разнообразные эмоции: можно было и поплакать, и посмеяться, а в финале — взорваться восторгом.

Фото предоставлено Представительством ООН в Украине.