"Красная черепаха" как метафора человеческой жизни — о мультфильме-номинанте на "Оскар"

"Красная черепаха" — один из лучших полнометражных анимационных фильмов года. Лента заслуженно претендует на "Оскар" и уже сегодня вполне может его получить, если американские киноакадемики решат отметить мягкий философский лаконизм создателя Михаэля Дюдока де Вита, считает кинокритик Сергей Васильев

С 23 февраля в малом украинском прокате идут яркие авторские фильмы — анимационная лента "Красная черепаха" Михаэля Дюдока де Вита и современный нуар Дэнниса Хаука "Слишком поздно".

"Красная черепаха" — один из лучших полнометражных анимационных фильмов года. Лента заслуженно претендует на "Оскар" ( лауреатов премии узнаем уже сегодня ночью — delo.ua), если — паче чаяния — американские киноакадемики все же решат выделить мягкий философский лаконизм Михаэля Дюдока де Вита. Голландский режиссер, к слову, "Оскаром" уже отмечен — за короткометражный фильм "Отец и дочь".

Впрочем, "Красную черепаху" Михаэль Дюдок де Вит снимал не в Нидерландах. Фильм является довольно неожиданной копродукцией Франции, Бельгии и Японии. В частности, над ним трудилась анимационная студия "Гибли" величайшего японского аниматора Хаяо Миядзаки. И трудилась активно — визуальное решение фильма, его сдержанная, но вместе с тем достаточно разнообразная цветовая палитра соответствует скорее стилю студии, нежели голландского режиссера, творчество которого обычно отличает выдающийся лаконизм в выборе и использовании красок.

Бессловесная поэзия бытия

В фильме показана история человека, который терпит кораблекрушение и оказывается на безлюдном тропическом острове. Он строит плот, пытается уплыть, но большая красная черепаха регулярно пресекает его попытки. В итоге, герой принимает новую безлюдную жизнь и даже находит на острове неожиданную любовь. Демонстрация исполненного магического реализма бытия обретенной им семьи составляет вторую часть картины.

Так Михаэль Дюдок де Вит показывает все этапы человеческого существования, делая точечные — и очень точные — акценты на непреходящем, главном. Они усилены не только ходом отобранных событий, но и безголосой тишиной — в "Красной черепахе" нет слов, жизнь безымянного героя, его переживания, чувства и эмоции раскрыты образами, с помощью которых глубинная сущность событий передается не менее эмоционально.

Интересно, что соавтором сценария ленты выступила талантливая французский режиссер Паскаль Ферран, вершина творчества которой — драма "Леди Чаттерлей", в которой сложная психология человеческих отношений тоже во многом раскрывалась без слов, силой визуальных образов, передающих упоение природой и чувственностью.

Как всякое талантливое произведение искусства, "Красную черепаху" возможно "читать" сразу на нескольких уровнях. Рассматривать и как красивую фантастическую сказку о чудесной любви и перерождении, и как нежное высказывание о красоте нетронутого, естественного мира (он, в частности, проявляет себя в ироничных интермедиях, которые показывают взаимодействие героя с крабами), и как метафору человеческой жизни.