Кровь-любовь: о фильме "Эскобар" с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус

Кровь-любовь: о фильме "Эскобар" с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус
С 31 мая в украинском прокате идет биографическая драма о знаменитом колумбийском наркобароне Пабло Эскобаре

Правдивая история

В ленте Фернандо Леона де Араноа пунктирно показаны более десяти лет жизни Пабло Эскобара — от его стремительного взлета в списки миллиардеров 1980-х годов, когда наркокартели наладили масштабные поставки кокаина в США, до 2 декабря 1993 года, когда, преследуемый властями и потерявший влияние, Пабло Эскобар был убит.

Фильм основан на, спрессованной для дополнительного драматического эффекта, книге воспоминаний Виржинии Вальехо "Любя Пабло, ненавидя Эскобара". Популярная колумбийская журналистка в начале 1980-х взяла у Пабло Эскобара интервью, стала его восторженной любовницей, а потом — после разрыва отношений — несколько лет жила в страхе, опасаясь за свою жизнь. Экранные отношения главных героев разыграли главные звезды испанского кино Хавьер Бардем и Пенелопа Крус.

Любовь и ненависть

Личный взгляд героини на Пабло Эскобара, в котором любовь соседствует с ненавистью, а восторг — с отвращением и ужасом, в концентрированном виде представляет тот спектр эмоций, который наркобарон вызывал в колумбийском обществе. Во многом, подобное неоднозначное восприятие было связано с личной философией жизни Пабло Эскобара, которую он озвучивает на экране в разговорах с родными: чтобы преуспеть, необходимо сделать так, чтобы тебя полюбили, а если не выходит — чтобы уважали, а если и это не удалось — чтобы боялись.

Разнообразие таких поведенческих стратегий избыточно иллюстрирует ветвистый сюжет, в котором показана масштабная организация наркобизнеса, кровавая борьба с властью Колумбии (и за власть в Колумбии, где при поддержке США пытаются остановить торговлю кокаином), а также личная жизнь Пабло Эскобара — его отношения с женой, детьми и любовницами. Но все же, по мере развития картины, на первый план выходит жестокость героя, загоняемого в угол.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Третья молодость: 8 ярких фильмов обновленного кинофестиваля "Молодость"

Картинки с выставки

В том же, как именно строится и рушится криминальная империя Пабло Эскобара, а также развиваются его отношения с любимыми женщинами, разобраться зрителям будет очень несложно. Все потому, что практически каждую сцену 106-минутной картины предваряет (а иногда и сопровождает) закадровый комментарий Виржинии Вальехо, которая, чередуя журналистский лаконизм и публицистический пафос, "разжевывает" события, предлагая их однозначную политическую, социальную, культурную и психологическую (нужное подчеркнуть) интерпретацию.

Это делает ленту по-своему уникальной — кажется, к ее просмотру можно присоединиться в любой момент, сходу разобравшись в происходящем и не утратив ни капли смысла, заложенного авторами "Эскобара". В такой однозначности гнездится и главный минус картины.

Она выглядит чередой ремесленных, вторичных по отношению к закадровому тексту иллюстраций, которые лучше смотрятся по отдельности. Особенно, когда речь идет о столь естественном для колумбийской истории о наркоторговце физическом насилии — с сопутствующими ему многочисленными, живописно брызжущими кровью, убийствами.

Кадр из фильма "Эскобар"

Игры живота

Силой, все-таки стягивающей картину воедино, является исполнитель титульной роли Хавьер Бардем. Актер, который был одним из инициаторов создания фильма, переживает на экране достаточно серьезные трансформации, причем не только психологические (ожидаемые), но и физические. За движением времени истории, охватывающей десять лет, можно следить, наблюдая неумолимо растущий живот героя, который с каждой минутой занимает все большее экранное пространство.

Кадр из фильма "Эскобар"

Кадр из фильма "Эскобар"

Поднимая ставки в своей борьбе с государством и не давая никому пощады, Пабло Эскобар превращается из героя в антигероя, что становится ощутимым вызовом для Хавьера Бардема. Актер лишь отчасти принимает его, предпочитая "примирить" жестокость наркоторговца, граничащую с патологией, с его интимными, семейными переживаниями — по-своему благополучными, пусть и не без изъянов.

В итоге, он представляет Пабло Эскобара скорее талантливым организатором, который пытается защитить успешный бизнес от нападок властей. Человеком, руки которого — по крайней мере, на экране — оказываются не в крови многочисленных жертв, но в томатном соусе для спагетти.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram