КСО: Три буквы, которые изменили суть бизнеса

КСО: Три буквы, которые изменили суть бизнеса
В рамках образовательного проекта Business2Students, начальник отдела корпоративных коммуникаций и PR Watsons Екатерина Веремеева рассказала студентам КНТЭУ о корпоративной социальной ответственности, и чем она отличается от благотворительности

Открывая заключительный в этом году мастер-класс, Доктор экономических наук, профессор, академик Национальной академии педагогических наук, ректор КНТЭУ Анатолий Антонович Мазараки подчеркнул, что главной задачей проекта является создание органической связи между учебой и практикой: "Почему возник проект B2S? Потому что существует проблема несоответствия ожиданий бизнес-среды и компетентностей выпускников университетов, слабая смычка образования и практики. Проблема не сегодня возникшая, решение которой не может быть прямолинейным, требует внимания с обеих сторон — и бизнеса, и образования. Бизнес имеет информацию и опыт, необходимые университетам, но поделиться ими с целевой аудиторией вовремя в необходимом объеме трудно. А университеты имеют студентов, преподавательский состав, которые являются реципиентами этой информации, остро нуждаются в ней. Казалось бы: что может быть проще, чем наладить коммуникацию? Но на деле реализовать это можно только в случае, когда обе стороны готовы идти навстречу друг другу, последовательно делая конкретные шаги".

Что такое КСО?

Корпоративная социальная ответственность — это концепция, в соответствии с которой организации и компании ведут свою деятельность, учитывая интересы общества и минимизируя риски, которые их деятельность приносит общественности, экологии и экономике. Таким образом организации демонстрируют свою ответственность перед обществом в целом.

Положения корпоративной социальной ответственности ближе всего молодому поколению — для миллениалов важно работать в социально-ответственной компании, которая приносит пользу экологии и обществу. Эти компании получают наиболее качественную рабочую силу — людей, которые хотят больше, чем просто работать, и собираются получить больше, чем просто деньги.

Почему появилась корпоративная социальная ответственность?

Ближе к концу XX-го века дальновидным предпринимателям стало понятно, что, если они хотят долгосрочно развивать свой бизнес, нужно учитывать интересы социальные, экономические и экологические.

Активно развивается тема КСО на уровне правительств: в Норвегии даже есть министерство корпоративной социальной ответственности. К сожалению, в Украине эта тема движется в основном бизнесами и некоммерческими организациями, в частности — центром "Розвиток Корпоративної Соціальної Відповідальності", членами которого являются ключевые компании. Такие организации занимаются принятием стратегии корпоративно-социальной ответственности в Украине на государственном уровне. Почему это важно? Потому что, когда государство регулирует подобные инициативы, бизнес обязуется их выполнять, и получает за это дотации и новые возможности, внося при этом вклад в общество, в котором его бизнес действует.

Если говорить о глобальном уровне, больше, чем 130 стран на заседании ООН, в рамках глобального договора ООН, членом которого в том числе является Украина, приняли 17 целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals). Придерживаться этих целей, быть в общей тенденции и двигаться туда, куда движется мир — значит делать что-то важное и нужное на глобальном уровне.

Как пример, Watsons в рамках 14-ой цели "Сохранение морских экосистем" изъял у собственных торговых марок, и предъявил требование к поставщикам изъять из их продуктов микропласик, который не растворяется в воде и вредит окружающей среде.

В чём отличие КСО от благотворительности?

Простой пример: если я за вас сделаю домашнюю работу по математике — это благотворительность. А если 2 дня буду объяснять вам тему — это социальная ответственность:

  1. Благотворительность производится от имени кого угодно, а КСО — только от имени организации;
  2. Благотворительную помощь можно оказывать на расстоянии, а корпоративная социальная ответственность требует полного вовлечения. В КСО любая деятельность мониторится на каждом этапе, потому что нужно понимать, достигаются ли поставленные цели;
  3. Реклама. Демонстрация благотворительности в виде рекламы чаще всего воспринимается негативно. Когда пиарится КСО — у вас интуитивно всплывает в голове, что корпоративная социальная ответственность равняется влиятельная репутация. И это правильно! Ведь когда говорится о сути проектов, доносится их идея. А идея добра должна распространяться и подхватываться как можно шире. Помощь бывает безвозмездной в благотворительности, в корпоративной социальной ответственности выгода не предполагается — она заложена в долгосрочной перспективе.


B2S — авторский проект о коллаборации бизнеса и ВУЗа, работающий с 2016 года. Новый сезон осень-зима 2018 стартовал при поддержке компании Watsons Украина и уже традиционно проходит в Киевском национальном торгово-экономическом университете. Инициатор проекта, директор по маркетингу Arricano Наталья Дмитренко, главной его целью называет возможность непосредственного общения студентов с представителями бизнеса, чтобы узнать, чем практика отличается от теории и разнообразном интересном бизнес-опыте от экспертов компаний на совершенно разных рынках.