Личная драма в трех частях: о фильме "На пределе"

Личная драма в трех частях: о фильме "На пределе"
В прокате идет немецкая драма "На пределе", в которой политический пафос режиссера Фатиха Акина оттеняет скорбь Дианы Крюгер, замечает кинокритик Сергей Васильев

Фильм состоит из трех глав, каждая из которых снабжена заголовком — "Семья", "Справедливость", "Море" — и выполнена в самобытной стилистике. Фактически, они являются отдельными логически завершенными короткометражными лентами со своими завязками, кульминациями и финалами. С их помощью немецкий режиссер турецкого происхождения рассказывает драматическую художественную историю, инспирированную невыдуманным ростом организованных нападений немецких неонацистов на турков.

В центре картины Катя (Диана Крюгер) — счастливая жена турка, когда-то торговавшего наркотиками (в фильме представлено "домашнее видео" их свадьбы, происходящей в тюрьме), а сейчас — ставшего вполне добропорядочным бизнесменом, порвавшим с криминальным миром. Однажды, она оставляет сына у мужа в офисе, а сама идет на встречу с подругой. В это время в их районе, населенном турецкими эмигрантами, происходит теракт, в котором самые родные ей люди погибают.

Фатих Акин бросает привлекательную (пока, лишь визуально) героиню, а вместе с ней и зрителей, на амбразуру страдания и скорби, которые Катя переживает ожидаемо сложно. Ее счастливая жизнь с мужем и херувимом-ребенком (эмоционально подкрепленная все теми же "домашними видео", снятыми на мобильный телефон) ломается в один миг, а семья, собственно говоря, исчезает, замещаясь болью воспоминаний о семье, справиться с которой — очень нелегко, практически невозможно.

Полемичная судебная драма

В том, что главу о жестокой потере близких, которая моментально ставит героиню на грань самоубийства, Фатих Акин называет именно "Семья", выявляет себя полемический характер его диалога со зрителями. Режиссер истово поддерживает его высокий градус и дальше.

Следующая глава, названная им "Справедливость", хоть и рассказывает о суде над пойманными организаторами теракта, особой уверенности в "справедливости" не внушает. А в главе "Море" прекрасные прибрежные кадры, снятые в Греции (неонацисты не прочь ездить туда на отдых, а героиня — не может не последовать за ними, чтобы окончательно разобраться во всем), отстраненной безмятежностью громко диссонируют с взрывным финалом ленты.

Собственно, с режиссерской точки зрения наиболее удачной получается именно судебная драма "Справедливости". В ней общественно-политический задор автора (Фатих Акин не скрывает своей личной боли из-за роста неонацизма в Германии) оказывается вполне к месту, выгодно оттеняя острую судебную состязательность участников процесса.

Крючкотворная работа с документами, поиск неточностей в свидетельских показаниях, криворотое недоверие адвокатов к словам свидетелей и жертв, внушения суда, строго следующего процедуре, холодно воссозданные натуралистичные подробности террористической атаки — все это позволяет максимально усилить драматическое напряжение истории.

Многие использованные для этого приемы являются классическими для жанра судебных драм, позволяя отчасти прогнозировать развитие действия (к примеру, ожидая "всплески" Кати, неспособной сдержать эмоции при виде убийц своей семьи). В то же время, Фатих Акин находит оригинальные ракурсы, чтобы визуально разнообразить происходящее, а сам зал суда представляет осовремененным, что — в определенной степени — еще больше подчеркивает неспособность судебной власти "поженить" правосудие и справедливость.

Откровение Дианы Крюгер

Резкость и тенденциозность Фатиха Акина (сами по себе допустимые в художественном произведении) оттеняет драматичная игра Дианы Крюгер, которая в роли Кати, будто канатоходец, идет по тонкой эмоциональной грани. В творческой биографии актрисы — немало ярких работ и образов, однако, подобный уровень скорбной глубины она демонстрирует впервые. Особо оценили ее игру на Каннском МКФ, где Диана Крюгер получила приз лучшей актрисе фестиваля.

Стоит отметить, что режиссер отлично помогает ей, снабжая историю героини все новыми драматичными поворотами и регулярно эмоционально "прикармливая" зрителя сочувствием — благодаря чередованию актуальных сцен скорби Кати и видеокадров ее счастливой семейной жизни, которая никогда не вернется. Кроме того, он оттеняет психологические аспекты страдания, мастерски переданные Дианой Крюгер, некоторыми физиологическими подробностями, которые приобретают символическую значимость.

Наиболее гармонично политика и чувство соединяются в финале картины Фатиха Акина. Пожалуй, в самый непростой момент истории, когда риск, что фильм скатится за грань публицистического болота, максимально возрастает. Вместо этого, режиссер предлагает один из самых красивых кадров ленты. И, хотя уже прямо и не задействует в нем Диану Крюгер, окончательно утверждает ее актерский триумф.

Награды фильма "На пределе"

  • "Золотой глобус" (приз Голливудской ассоциации иностранной прессы) за лучший фильм на иностранном языке. 
  • Приз за лучшую женскую роль 70-го Каннского кинофестиваля (Дайан Крюгер).