На вернисаж в PinchukArtCentre пришли послы, бизнесмены и художники (ФОТО)

В PinchukArtCentre открылись две новые выставки. Cвои работы презентует 21 финалист Future Generation Art Prize, а на персональной выставке экспонируются объекты патрона арт-премии, знаменитого Такаши Мураками.

«Вот посмотрите, маленькая горошина. А ведь на ней есть и Лондон, и Париж. », - показывает Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre на приклеенную к стене  обыкновенную с виду горошину. – А где Гавана? Где Куба?» - обращается он к автору произведения, кубинцу Вильфредо Прието Гарсиа. Тот улыбается. Как не напрягай зрение - Кубу не разглядишь. Но в этом-то, оказывается, и весь смысл. «Мир - он очень хрупкий. Мы думаем, что мы такие великие, а на самом деле раз - и сдулись. Съесть запросто можно», - резюмирует Экхард Шнайдер.

Генеральный директор-президент EastOne Геннадий Газин ( в центре), исполнительный директор PinchukArtCentre Дмитрий Логвин (справа), и генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер (на втором плане слева) на вернисаже выставки мировой знаменитости Такаши Мураками

Арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф и  посол Великобритании в Украине Ли Тернер  зашли в итальянский бар времен генерала Франка


Директор-президент канала ICTV Александр Богуцкий с женой, народным депутатом Еленой Кондратюк ушли с выставки в отличном настроении

Петр Барон, председатель правления VAB Банка , появился на вернисаже в очень демократичном виде


Художник Илья Чичкан и директор музея русского искусства Юрий Вакуленко пришли посмотреть работы молодых талантов

Супруга Ильи Чичкана, художница Маша Шубина в прошлом году стала обладательницей 1-ой Национальной премии для молодых украинских художников, учрежденной Фондом Виктора Пинчука

Вице-президентом холдинга «Главред-медиа» Алена Громницкая не пропускает арт-тусовки в PinchukArtCentre

Арт-провокации


Несмотря на серьезность политического подтекста, работы у кубинского художника получаются веселыми. Как квадратный арбуз под названием «Политическая корректность». Или подвешенные к потолку золотые часы - прямая метафора идиомы «Время - деньги».

Позволяет себя веселый любитель метафор и провокации. Вот взял и разлил на полу лужу. «Осторожно! Не наступите!» - взывает к идущим довольно густой толпой посетителям вернисажа охранник. Его выставили специально. И стоит он совсем не у лужи, а у произведения искусства под названием «Святая вода».

Проходящий мимо народ такое contemporary art, без комментариев, разумеется, не оставлял. Каждый потренировался в ядовитой язвительности. А автору «лужи», то есть «Святой воды», этого и надо. И в этот раз применил отработанный прием, который на туманном языке искусствоведов называется «абсурдность как стратегия привлечения зрителей». А квадратный арбуз - это «штучная трансформация реальности». «Это когда человек берет предмет и переделывает его во что-либо совсем иное. Очень похоже на идею японского сада», - объясняет Экхард Шнайдер.

Коммунистические киоски

На выставке финалистов премии Future Generation Art Prize, состоящей из 21 соло-выставки, такой трансформации реальности было немало. Причем многие номинанты, что ценно, сырьем для своих творческих экспериментов взяли те моменты жизни, которые  досконально знают сами.

Например, ливанец Зиярд Антар посвятил проект обычной картошке. Cерия его фотографий рассказывает, как ее в Ливане выращивают, собирают и продают. «Когда-то я работал инженером в сельском хозяйстве, - признается художник. А на вопрос «почему картошка?» дает два «потому что». Во первых, картошка - это красиво, множество неповторяющихся форм. А во-вторых, это символ глобализации. «Картошка объединяет непохожие страны», - улыбается красавец-ливанец, уже несколько лет живущий и работающий в Париже.

Для румына Мирсеа Николаэ такой родной вещью оказались киоски. Его отец работал дизайнером на бухарестском заводе. «Это киоск он сделал в 1895 году, такой «коммунистический дизайн». А этот - когда начал пить, - Мирсеа Николаэ опирается на уменьшенную модель небрежно покрашенного ядовито-зеленой краской сооружения. Потом он умер от цирроза печени, а в Румынии случилась революция, и киоски постепенно стали другими. Судя по уменьшенным современным моделям, теперь в Румынии не увидишь ларьков «коммунистического дизайна» с окнами-щелями. Ставят большие киоски с металлопластиковыми окнами и дверьми, где есть ТВ и Интернет, и стоят они 10 тыс. евро каждый.

Геи во времена режима Франко

Еще одну историю о себе и своей семье рассказал британец Саймон Фудживара. Правда, есть в ней немалая доля мистификации. Он воссоздал бар в Испании, похожий на тот, каким когда-то владели его покойные родители. Там масса реальных вещей из отчего дома художника. Но много и такого, чего в реальности не было. Например, бутылки с надписью «Кровь невинных». Или окорока, сделанные из винтажных порножурналов. Расшифровать этот ход несложно - прямая цитата в «живое мясо».


Подобными  смыслами и подсмыслами обрастает каждая мелочь в этом баре, а их сотни. И все они работают на идею: показать, как жилось гею в Испании во времена фашистского режима генерала Франко». «Я сам гей, потому и возник у меня этот вопрос, когда родители рассказывали об Испании, в том числе и страшные истории о фашистских репрессиях, - рассказал  художник. - Начал искать рассказы очевидцев, но ничего не нашел.  Цензура тех лет была очень жестокой. И тогда решил сам рассказать об этом. Но не на прямую, а через атмосферу, через ассоциации».

Искусственная догма

В отличие от него, немка Йоринде Войхт является поклонницей строгих научных догм в искусстве. Каждая серия ее рисунков вписывается в разработанные правила, за рамки выходить запрещено. Ведь музыканты имеют ограничительный нотный стан, а лингвисты - законы языка, объясняет свою позицию любительница препарации искусства. Специально для киевской выставки она разработала «Ботанический код Киева». Рисунки занимают целую стену, так что у любителей железной логики есть возможность попытаться вычислить «зеленую формулу» украинской столицы. При условии что они не будут торопиться.

«Ведь чтобы что-то понять, надо посмотреть все не спеша. А сегодня слишком  людно. Так что обязательно приду сюда еще раз, выставка любопытная», - интеллигентно ушел от оценок увиденного украинский график Павел Маков.

Южноафриканский юмор

А вот у художника Сергея Браткова, приехавшего на вернисаж из Москвы, возможности возвратиться не будет.  Потому он, не обращая внимания на тесноту, спешил увидеть всех. «Из того, что успел посмотреть, запомнились итальянец  Нико Вашеллари  и южноафриканец Николас Глобо».

Итальянский художник и музыкант принимал участие в крупных международный выставках, на Венецианской Бьеннале в 2007 году получил премию. А одну из инсталляций, которая экспонируется в PinchukArtCentre, показывал на престижном арт-форуме Манифеста в 2008 году.  

На выставке есть и его новая серия работ «Конец любви». Издалека эти картины похожи на тонкую графику, но оказывается, сделаны они из разобранных на составные части птичьих гнезд.  

А южноафриканец Николас Глобо поместил в розовую комнату огромное существо из черной резины. Через отверстия «в шкуре» можно заглянуть внутрь и увидеть пустоту. По словам автора, это черное «нечто» - метафора жадности, причем жадности ненасытной. И используемый материал - резина, тоже применен не просто так. Есть тут отсылка к «резиновым изделиям №2». И так как названия, написанные на языке кхоса, остаются для нас загадкой, то каждый волен придумать свое. Например, «Черный сперматозоид». 

«Я недавно вернулся из Базеля. Казалось бы, увидел все возможное. Тем не менее работы южноафриканца вызвали любопытство», - отметил директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко. Многие другие гости вернисажа, у которых «ДЕЛО» поинтересовалось о первых впечатлениях, тоже вспомнили «черную жадину».

Выставка патрона

То, что персональная выставка мировой звезды Такаши Мураками открылась в Пинчук АртЦентре одновременно с 21 соло-выставками финалистов Future Generation Art Prize, учрежденной Фондом Виктора Пинчука, не случайность. Ведь Такаши Мураками является одним из патронов арт-премии. И для PinchukArtCentre художник специально создал две работы - инсталляцию и картину.

Галерист Павел Гудимов любуется "улыбкой" Мураками


Телеведущий Юрий Горбунов так же не чужд contemporary art




СПРАВКА

Future Generation Art Prize - это единственная международная премия для молодых художников, которая не ограничивается рамками национальной принадлежности. Единственное ограничение - возраст художника не должен превышать 35 лет.

Учредителем премии является Фонд Виктора Пинчука, а реализует ее PinchukArtCentre. Премия будет выдаваться раз в два года.

В шорт-лист премии входит 21 художник. 10 декабря международное жюри, которое состоит из ведущих художников, кураторов, руководителей международных арт-фундаций, выберет лучшего. Победитель получит приз  в $100 тыс.

Открыто и народное голосование в PinchukArtCentre и на сайте арт-центра.

Работать обе выставки будут до 9 января 2011 года. Партнером PinchukArtCentre является компания Nemiroff.