Англоязычный сериал "Мата Хари" уже работает на нас — Владислав Ряшин, Star Media

Англоязычный сериал "Мата Хари" уже работает на нас — Владислав Ряшин, Star Media
Глава совета директоров группы компаний Star Media Владислав Ряшин — о новых проектах, рассчитанных на западные страны , о специфике работы на международном рынке и об основных рисках для украинских продакшнов и телеканалов

Влад Ряшин десять лет назад создал компанию по производству телеконтента Star Media, оставив должность председателя правления телеканала "Интер".

Сегодня Star Media — один из крупнейших игроков на рынке сериалов в Украине и СНГ.

Компания Star Media владеет правами на 4500 часов разножанровых проектов — телевизионные и кинотеатральные фильмы, анимацию, сериалы и докудрамы.

На сегодня в портфеле компании — 24 проекта в съемочном периоде или постпродакшне, 18 — в предпродакшне, то есть периоде подготовки к съемкам, и более 40 — в девелопменте (написание сценариев, разработка идеи).

На оригинальные идеи тратят львиную долю бюджета — около 85%, 15% идет на закупку форматов.

Среди новых бизнес-направлений, которые запускает Star Media, — каналы, в частности Star Cinema, который уже работает в тестовом режиме, а также Star Family. Совместно с компанией FILM.UA запущен в тестовом режиме канал для мужчин BOLT.

Владислав, можно ли говорить, что в Украине есть киноиндустрия? В каком она сейчас состоянии, что происходит на рынке кино- и телепроизводства?

Если говорить о киноиндустрии как об индустрии, в которую входит не только прокатное кино, но и телесериальное производство и производство кино для телевидения, то, конечно, эта индустрия есть. Старт этих процессов пошел в конце 1990-х — начале 2000-х после развала СССР и системы Госкино, когда в стране началось коммерческое производство целого ряда проектов в индустриальном масштабе, игроками которого в первую очередь были телеканалы. Можно вспомнить и кинофильмы, и сериалы, которые запускал Александр Роднянский, во многом за счет бюджета студии "1+1": "Восток-Запад", "День рождения Буржуя".

Тогда при холдинге "Интера" мы создали компанию Film.ua, и ее первые проекты — "Европейский конвой" Андрея Бенкендорфа, теленовелла "Исцеление любовью", другие двух-, четырех-, восьмисерийные фильмы. А в рамках другой холдинговой компании, "Мелорама продакшн", снимали очень успешные тогда новогодние мюзиклы, такие как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Сорочинская ярмарка".

Каналы инвестировали средства в создание продукта, что вело к постепенному обрастанию индустрии кадрами. Накапливался опыт, осваивались технологии, формировалось рыночное регулирование.

То есть, кино- и телепроизводство развивалось как следствие роста экономики страны, ВВП, и прежде всего — роста рекламного рынка…

Конечно. Росла возможность инвестировать, чем каналы и занимались, создавая продакшн-компании. Тогда же Виктор Приходько, видя тупиковость государственного управления киностудией им. Довженко, ушел с поста ее руководителя и создал компанию Pro TV, которая стала одним из мощнейших производителей сериалов. Затем, при смене акционера "Интера", Film.ua не вошла в сделку, и в результате стала самостоятельной компанией. Вскоре была создана Star Media. Плюс "Киевтелефильм" во главе с Валентином Опалевым, студия "Квартал 95". Появилось много независимых компаний.

Все они производили контент, который стал актуальным не только на украинском рынке, но и на российском, белорусском, продавался в Казахстан и страны Балтии. Под крупные проекты покупали технику, технологии, программное обеспечение. Когда я сейчас слышу о том, что украинская киноиндустрия зашевелилась благодаря запрету на российские фильмы, — это полная ерунда. Индустрия развивалась эволюционно. А сейчас ситуация для нее очень опасная.

Основные негативные факторы?

Продолжающееся падение рекламного рынка в прошлом году до $130 миллионов. Мы откатились на шестнадцать лет назад.

Запреты на фильмы с людьми из "черных" списков — не только российские, но и совместного производства — сделали невозможным для каналов показывать фильмы из своих библиотек . Появились дыры в сетках каналов, упало среднее качество художественного продукта. Да, сейчас количество украинских проектов и сериалов, нацеленных на локальный рынок, выросло. Но, к сожалению, повторюсь: качество упало, потому что сократились бюджеты. Зритель уже начал реагировать.

Государство никак не поддержало индустрию ни прямой субсидиарной помощью, ни протекционистскими мерами, например, продлением льготы по НДС. Закон о поддержке кинопроизводства от инициативы #КіноКраїна все еще не принят.

От $25 тысяч до $500 тысяч за эпизод

Сколько необходимо на эпизод сериала уровня "Нюхач", что сняла компания Film . ua — $500 тысяч? Вы столько же тратили на ваши сериалы?

В первом сезоне "Нюхача" одна серия могла столько стоить, так же, как, например, и у нашей "Анны Герман". Но это было до кризиса. Сейчас при том же качестве мы бы сняли дешевле, потому что, несмотря на инфляцию, цены в гривне диктуются рынком — те же спрос и предложение: если денег нет, то и цена не растет. То качество, в которое раньше необходимо было инвестировать полмиллиона долларов, сейчас можно обеспечить и за $200—250 тысяч. Но все равно это не $25 тысяч, когда 45-минутную серию надо снять всего за пару дней.

$25 тысяч — это сумма, которую разумно потратить на серию локального телефильма? А если дороже, то уже не "отбить"? Для проекта уровня "Слуги народа" — такая же цифра?

Нет, "Слуга народа" значительно дороже. Это исключение из правил. И потому есть и качество, и рейтинги. Но в основном сейчас декларируют такие бюджеты: $25—45 тысяч (это съемка серии за 2-3 дня).

Но даже эти деньги украинским каналам "отбить" сложно, так как рекламный рынок в тяжелой ситуации. А значит, и инвестирование в производство из коммерческого сектора рынка крайне ограничено. Инициатива #КіноКраїна возникала как раз для того, чтобы найти другие реальные пути поддержки киноиндустрии.

Участники инициативной группы #КіноКраїна: руководители StarLightMedia, Inter Media Group, "Медиа Группа Украина", FILM.UA Group, Star Media, Pro TV, Студии "Квартал 95" и Одесской киностудии

В новом законопроекте, принятом в первом чтении ВР 28 января, как раз заложены идеи участников инициативы — крупных продакшнов и телекомпаний: о поддержке государством производителей кино- и телефильмов на взаимовыгодных условиях, о рибейтах….

Да, там есть целый ряд коммерческих протекционистских мер, как те же рибейты — возврат определенной части "квалифицированного" бюджета, потраченного компанией на территории страны. Пришел инвестор (в том числе это может быть американская или европейская компания), потратил, допустим, $10 миллионов. Эти деньги влились в экономику: в отели, в аренду техники, в зарплаты, в налоги. Государство через кинокомиссии или кинофонды возвращает часть затрат, потраченных в стране.

Например, в американском штате Луизиана, который одним из первых ввел программу поддержки, за два года число рабочих мест в индустрии выросло с 5 до 18 тыс. человек, а доходы индустрии — с $7,5 млн до $343 млн.

В штате Нью-Йорк с 2004 по 2008 год, после начала действия программы рибейтов, приток налоговых поступлений от деятельности, связанной с производством кино- и телепродукции, составил $7 млрд, а число рабочих мест выросло на 14%. В Германии общий объем инвестиций в программу поддержки кинопроизводства составил 270 млн евро с 2007 года, а положительный эффект для экономики — 3,4 млрд евро за тот же период.

У нас же многие чиновники и депутаты не понимают: "Как это мы кому-то будем отдавать?". Не понимают, что будут платить из денег, которые привнесены, причем в большем размере, поэтому государство на рибейтах гарантированно зарабатывает. Но — государство, а не чиновники. Наверное, поэтому и проблема с принятием закона.

Я спрашивал у ВВС, где они снимали "Войну и мир". Отвечают: "В Прибалтике и в Венгрии". — "А почему там?" — "Там рибейты. Были бы рибейты в Украине, возможно, снимали бы у вас".

Да, страны Балтии, Венгрия, Чехия, и даже Грузия демонстрируют успехи в привлечении инвестиций в киноиндустрию через механизм налоговых возвратов. Будем надеяться, что на этой сессии успеют принять долгожданный законопроект…

А вы в курсе, что в законопроект уже внесено более 400 поправок? Так что не знаю, что будет с его редакцией "на выходе" ко второму чтению.

И в какую часть больше всего вносится поправок?

Предлагаются поправки по торпедированию антипиратских мер. Пиратство сильно бьет и по каналам, и по кинотеатрам, и по индустрии в целом — речь идет о десятках миллионов долларов. Есть пиратское лобби. Как известно, Украина по уровню пиратства занимает одно из первых мест в американских рейтингах.

Продолжают чудить с языком. Одна из идей — поддержать только фильмы на украинском языке, спорят о проценте до хрипоты: 50, 80, 100. В итоге в комитете сошлись на 90 (по какой логике, понять трудно). Но и в этой части новый вопрос: решили включить наряду с украинским и крымскотатарский, поддержать его. Если мы хотим поддерживать языки национальных меньшинств, то почему остальные в ущербном положении? И вообще: язык фильма — это вопрос творческого, производственного решения.

Не говорю уже о том, что в первую очередь разрушается логика самой идеи привлечения иностранных компаний для съемок в Украине на любом языке и продажи на зарубежных рынках. Язык не должен влиять на систему рибейтов. А вот кино на украинском языке можно поддержать субсидиями.

В ожидании закона

Что должно быть сделано в первую очередь в законодательных инициативах?

К сожалению, законодателями уже сделано более чем достаточно опрометчивых шагов: сначала запретили огромное количество контента, а затем, только через год, начали говорить о каких-то протекционистских мерах. По идее, все надо делать наоборот. Справедливости ради добавлю — есть конструктивные, справедливые люди, им огромное спасибо, но есть и те, кто продолжают штамповать законы.

Начинать надо с улучшения условий для производства, с поддержки производителей национального фильма — с современного закона о поддержке кинематографии .

Дальше — создание профессионального Экспертного совета, прозрачное проведение конкурсов и питчингов. Я говорю о совете, определяющем список фильмов на получение господдержки. А экспертную комиссию по выдаче прокатных удостоверений необходимо просто отменить. Прокатные удостоверения должны выдавать юристы Госкино, если нет нарушений законодательства.

Введение рибейтов приведет в страну инвестиции, украинские кадры получат неоценимый опыт. А комбинация государственной поддержки, частных инвестиций и рибейтов приведут к росту копродакшна.

Влад Ряшин (Star Media) и Сергей Созановский (Film.ua). Star Media совместно с компанией Film.ua запустили в тестовом режиме канал для мужчин BOLT

Либерализация закона о рекламе тоже могла бы помочь. Уменьшение хронометража в блоках и увеличение их количества при сохранении общего времени в часе позитивно было бы оценено не только рекламодателями, но и зрителями.

Далее. Есть Европейская конвенция, принятая и ратифицированная Украиной, там четко написано, что запрещено к показу: призывы к насилию, свержению власти, порнография, расизм, сексизм и.т.д. Дополнительно к этому в Украине введен запрет на пропаганду российских силовых структур, армии. Весь остальной продукт зачем запрещать?

Продолжают штамповаться законы. Вводятся квоты европейского, американского, и — внимание — канадского продукта в эфире. "Черные списки" все еще не отменены. Уже СБУ рекомендовала Минкульту пересмотреть списки запрещенных фильмов, Нацсовет — тоже, профессиональное сообщество "Украинская телевизионная академия" направляет письма, пытаясь донести здравый смысл, но списки так и не отменены. А там и фильмы режиссера Романа Балаяна, и ленты с участием Богдана Ступки, "Ирония судьбы", "Собачье сердце" и др.

Я считаю, что если любой человек, будь он артист, певец или военный, нарушил закон, возбуждается уголовное дело, его вина доказывается в суде, и если он угрожает национальной безопасности страны, он объявляется персоной нон грата или объявляется в международный розыск. Причем тут фильмы, книги, песни?

В эпоху интернета сложно что-либо запретить смотреть …

Здесь, кстати говоря, и разгул пиратам, которые тоже зарабатывают на рекламной модели, отъедая часть "пирога" у легальных игроков — тех же телеканалов.

И еще один момент, говорящий о глубине последствий запретов: в панели, которую делает Nielsen, все основные украинские каналы идут индивидуально, и есть параметр "other channels", так называемые "другие каналы". В 2000-2001 годах доля "других" была более 30% — украинские каналы только начинали "обрастать мышцами". Но постепенно индустрия развивалась: "1+1", СТБ, ICTV, "Интер" изменились. У "Нового" появилась своя аудитория, ТРК "Украина" с регионального уровня поднялась до национального мощного канала. Стало появляться интересное украинское телевидение, и доля "других" начала падать.

В 2013 году она была на уровне 12%. С момента запрета и "черных списков" доля "других" выросла вдвое — до 23%. Это значит, что через четверть всех включенных телевизоров смотрят не украинские каналы, а другие — через кабель, через спутник, через интернет, через Kartina TV, Apple TV — сейчас много всевозможных приложений.

Поиск новых ниш

Как выживать независимым игрокам рынка? Что предпринимает Star Media в такой ситуации?

Допустим, мы делаем продукт: сериал с украинскими героями, с узнаваемыми реалиями и только для украинского зрителя. В данном случае понятен его бюджет. Если телеканал, понимая, что он такой локальный сериал больше никуда не продаст, верит, что проект может стать событием из-за резонансной темы — как, например, у "Слуги народа", — он может потратить и $75-100 тысяч на серию вместо экономически аргументированных $25-30. Но это будет разовое событие, а разовость — это не индустриальный метод и не применима ко всей текущей линейке проектов.

При этом есть универсальные темы. Американцы снимают такое кино, которое интересно во всем мире. Можно делать проекты, которые могут быть показаны на более широких, чем украинский, рынках. Но здесь есть масса других сложностей.

Ваш проект "Мата Хари" изначально ориентирован на продажи за рубеж?

Да, англоязычный сериал "Мата Хари" сделан с целью международной дистрибуции, с целью подтянуть средства с рынков других территорий. Посмотрим. Пока не знаю, чем закончится этот эксперимент.

(Мировая премьера "Маты Хари" запланирована на октябрь 2016 года на Каннском телерынке. 12-серийный телефильм был начат в 2013 году, партнеры — телеканал "Интер", Первый канал (РФ), инвестируются и собственные средства. Съемки проходили в Португалии, озвучивание — в Лос-Анджелесе. Международный дистрибьютор — немецкая компания Red Arrow International).

"Мату Хари" начали еще в 2013 году, а какие еще проекты в разработке для международного рынка?

В начале этого года мы подписали договор с компанией Fremantle Media о совместном производстве проекта под названием "София". Это будет 8-серийная история о судьбе Софии, которая впоследствии стала Потоцкой. Она на самом деле гречанка. Была продана собственной матерью на рынке в Стамбуле в середине восемнадцатого века польскому послу в Оттоманской империи. Нищенка, проданная в сексуальное рабство, стала вхожа во все королевские дома Европы, была знакома со всеми "сильными мира того", влюбляла в себя мужчин "на раз-два": и польский король, и князь Потемкин — кто только ни хотел быть ее возлюбленным. Мощнейшая история.

Поскольку рынок уже знает о "Мате Хари", то многие крупные компании просили нас показать какие-то материалы, нарезки, трейлеры. Увидели качество, production value. И хотя сериал "Мата Хари" пока не готов и мы не знаем, как он будет продаваться, этот проект уже начал работать на нас. Крупные компании, которые раньше видели в нас только покупателей своих форматов, теперь увидели создателей англоязычного контента, который может быть интересен для международной дистрибуции.

Есть еще проект "Анна Византийская" — это одиннадцатый век, та самая принцесса Анна, которая стала женой князя Владимира и вместе с ним крестила Киевскую Русь.

Опять уникальная женская судьба. Специально ищете такие истории?

Так получается: Маргарет Зелле (Мата Хари), София, Анна Византийская... Сильные женщины, интересные судьбы, эпохи. Я вижу "Анну Византийскую" как микс византийской культуры и экзотики викингов. Вспомните известный скандинавский сериал "Викинги" — это, по сути, те, кем и были Владимир и его дружина для Византии. Мы "заходим" в эту историю через судьбу Анны — о ней мало кто знает, все помнят Владимира. Создадим микс из культур и женской судьбы с таким мощным финалом, как Крещение огромной части Европы, огромной страны. От этой темы "загорались" все, кому мы презентовали проект. Крупные игроки ждут от нас дальнейший материал по этому фильму из 8-12 серий.

Что важно для международных партнеров?

Им важно увидеть и понять, на что мы способны. Star Media десять лет на международном рынке, и нас хорошо знают все крупные игроки: видели, на каком уровне мы снимаем наши собственные сериалы, на каком уровне адаптируем их форматы. Но это все на русском языке или на украинском.

А в мире нет традиции покупать продукт на этих языках топовыми каналами, крупными игроками для прайма в Америке, Великобритании, Франции, Германии. А весь остальной мир идет в фарватере этих стран. Как только американцы обратили внимание на скандинавские сериалы, в мире стал популярным "сканди стайл".

Будем делать две языковые версии. По теме и по составу артистов история будет понятна нашему зрителю, а в английской версии — для международного рынка. Так появляется шанс пробиться в топовые страны на топовые каналы. Надеюсь.

А есть в разработке что-то в других жанрах?

Есть "Шелковый путь" — это вообще VI век нашей эры, историческое фэнтези. Чем хороша эта история? Она транснациональна: группа героев из Византии и несколько героев из Китайской империи идут навстречу друг другу — каждый с разной целью.

Актуальное, кстати, название…

Согласен. Посмотрим, что получится. Проект очень сложный.

Сейчас в разработке совместно с французской компанией (и тоже на английском языке) проект, который называется Destination Mars. Это фэнтези про полет международной экспедиции на Марс, который происходит в будущем.

А актерские группы?

Это будет микс.

Все эти проекты, как понимаю, пока на уровне эксперимента…

Не факт, что все сложатся и перейдут в стадию производства. Но те, которые состоятся, должны быть событийными. Сложные, дорогие и очень инерционные — то есть работа над каждым из них будет длиться долго, не один год.

А индустрия же должна жить, телеканалам надо что-то показывать. Пока наши депутаты занимаются сочинением очередных законов про квоты и запреты, Франция, имея ранее 25% рибейтов, увеличила их до 30%. Потому что видят: поток желающих снимать во Франции снижается. Норвегия раньше имела в рибейтах только кино, теперь добавила туда сериалы. Индонезия вдруг выходит на рынок с 25%-ным рибейтом. На Берлинале на входе во дворец раздают рекламные флаеры. Страны борются друг с другом, объясняя преимущество съемок у себя.

Для локального рынка

Насколько доля Украины для вас важна в бизнесе? Может, лучше вообще от нее отказаться?

Я — украинец, у меня здесь родители, друзья, наша компания, в которую были вложены десятки миллионов долларов: в людей, в технологии. Это моя страна — почему вдруг?

Более того: считаю, что киноиндустрию в Украине надо развивать. В скором времени на базе Новопечерской школы совместно с детским клубом Release Education запускаем киношколу Start Media для школьников.

Полнометражная анимация — это наше новое стратегическое направление, которое мы активно развиваем.

Анимационный метр имеет большие перспективы, его легко озвучивать на разных языках. Наш новый полнометражный анимационный фильм "Бременские разбойники" выйдет в прокат в Украине осенью 2016 года на украинском языке , с украинскими песнями в исполнении наших артистов.

Еще один украиноязычный фильм — "Припутні", над сценарием работаем вместе с Аркадием Непиталюком и Романом Горбиком. Аркадий будет режиссером ленты.

Совместно с литовскими партнерами работаем над сценарием еще одного полного метра для украинского проката с провокационным названием "Тільки секс і нічого особистого". Хочется, чтоб получилась яркая молодежная комедия.

Совместно с Новым каналом в разработке несколько сериалов для украинского рынка, начаты совместные проекты с ТРК "Украина" и с телеканалом "Интер".

Верю, что все в Украине наладится.

Что сейчас происходит в мировой индустрии? Какие появились новые тренды?

Один из трендов — на самом деле он не нов и ему несколько лет, просто с каждым годом все более ярко выражен — прокатное кино все больше превращается в аттракцион. А так как далеко не каждую интересную историю можно рассказать в кино языком аттракциона, то многие серьезные режиссеры и актеры уходят в многосерийное кино для телевидения. Это происходит и в Америке, и в Европе. И появляются шедевры, как современные, актуальные истории, так и исторические: "Игра престолов", "Викинги", "Тюдоры", "Борджиа", "Великолепный век", "Карточный домик", "Родина". Такие истории сложно представить на большом экране — зритель туда за ними не пойдет, а по телевизору или в интернете он с удовольствием это смотрит.

Беседовала Елена Гладских