03 ноября, 22:11

Необыкновенная сказка: о шведском фильме "На границе миров"

С 1 ноября кинотеатры демонстрируют реалистичную фантазию Али Аббаси "На границе миров"

Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"
Кадр из фильма "На границе миров"

 

Лауреат с "особым взглядом"

Премьера ленты, созданной в копродукции Швеции и Дании, состоялась в мае этого года на Каннском кинофестивале. Тут картина "На границе миров" получила приз лучшему фильму программы "Особый взгляд". Позднее Швеция выдвинула работу Али Аббаси на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Режиссер и соавтор сценария фильма родился в Иране. И его картина "На границе миров" создана на границе культур, позволяя транслировать по-настоящему "особый взгляд" на мир. В ней удивительно естественно соединены скандинавская мифология, проницательная восточная созерцательность, европейский гуманизм и социально-политическая актуальность.

Обыкновенная фантастическая история

В центре картины — женщина Тина (Ева Меландер), которая считает, что страдает генетическим недугом, из-за которого ей жилось и живется очень нелегко. В то же время, она обладает и удивительным даром, который помогает ей в работе. Осуществляя таможенный досмотр пассажиров парома, Тина способна "учуять" чувства людей и таким образом узнать, что они скрывают.

Однажды Тина встречает Воре (Ээро Милонофф), который внешне очень на нее похож и, она в этом уверенна, хранит большие секреты. Однако, его чувства оказываются для нее загадкой. Когда Тина ближе знакомится с Воре, тот открывает ей тайну их происхождения, объясняя, кто она такая на самом деле и почему всю свою жизнь чувствовала себя не в своей тарелке рядом с людьми.

Реальность и фантазия

Фильм развивается весьма неспешно, предлагая долгую реалистичную экспозицию безрадостной жизни героини, достойную грустной социальной драмы. Али Аббаси показывает ее таможенные будни, некомфортное общение с сожителем, собаки которого агрессивно нападают на нее, визиты в дом престарелых к отцу, который постепенно теряет память.

В эту обыденную реальность то и дело вклиниваются волшебные элементы, связанные с контактами Тины с природой, которую она хорошо чувствует и с которой ладит (в одной из сцен лисица, к примеру, начинает лизать стекло ее окна). С появлением Воре, предложившего откушать червяков, это волшебное начало приобретает ведущую роль.

Немногословный детектив

Мастерство Али Аббаси заключается в той естественности, с которой он соединяет обыденность и фантазию.

Между словами героев режиссер прокладывает широкие просеки многозначительных пауз и, в то же время, наполняет их отношения чувственностью совершенно особого свойства, которая подчеркивает особую — пограничную — природу героев.

История их отношений разворачивается на фоне участия Тины в важном полицейском расследовании, к которому ее привлекают благодаря удивительным способностям. Она должна помочь раскрыть — учуять — преступную сеть педофилов, которые издеваются над детьми. Это расследование оказывается для героини не менее важным, чем разгадка тайны собственного рождения.

Несколько финалов и множество смыслов

В итоге, картина "На границе миров" постоянно балансирует на стыке жанров — социального кино, волшебной фантазии, семейной драмы, мелодрамы и детектива, регулярные апелляции к которым провоцируют разноплановые зрительские эмоции. Особо мастерски Али Аббаси удается играть ими в финале, по сути, предлагая сразу несколько напряженных развязок.

Такими же многогранными оказываются и возможные интерпретации смысла картины, использующего образ границы, чтобы демонстрировать в том числе и те водоразделы между добром и злом, которые пролегают в сердце каждого человека.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
раздел:
теги:

По теме:

По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"
Lifestyle 25 октября, 19:10

По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"

25 октября в кинопрокат вышла романтическая комедия "DZIDZIO Первый раз" — второй фильм, в котором Дзидзьо (Михаил Хома) демонстрирует свой самобытный актерский талант

Снова вместе: о фильме ужасов "Хэллоуин"
Lifestyle 26 октября, 21:10

Снова вместе: о фильме ужасов "Хэллоуин"

25 октября в кинотеатры вышел фильм ужасов "Хэллоуин", в котором маньяк вернулся на экраны в одиннадцатый раз, чтобы преследовать все ту же героиню, уточняет кинокритик Сергей Васильев