Новогодние премьеры: пьяное Рождество, межзвездный "Титаник" и красная шапочка Кусто

С 29 декабря в украинских кинотеатрах — фантастическая космическая мелодрама "Пробуждение", раскованная предпраздничная комедия "Новогодний корпоратив" и биографическая драма о Жаке-Иве Кусто "Одиссея". О фильмах первой новогодней недели рассказывает кинокритик Сергей Васильев

Межзвездный "Титаник"

Действие фантастической ленты Мортена Тильдума "Пробуждение" ("Пассажиры") происходит на борту шикарного космического корабля, который везет пять тысяч пассажиров в неизведанный, но обязательно дивный новый мир, где разочарованные земляне все могут начать сначала. Длительность перелета — 120 лет. Все это время пассажиры и члены экипажа находятся в состоянии гибернации, чтобы проснуться лишь за четыре месяца до прибытия к новому месту обитания.

Однако с кораблем не все в порядке. Его системы постепенно начинают выходить из строя. В итоге двое пассажиров — механик Джим (Крис Прэтт) и писательница Аврора (Дженнифер Лоуренс) — случайно (и одновременно неслучайно) "просыпаются" на 90 лет раньше. Они вынуждены решить сложный экзистенциальный вопрос, примирившись с одиноким существованием в холодном пространстве, напоминающем дорогой отель. А также — найти ответ на задачу прикладную, но не менее важную — разобраться, что не так с постоянно сбоящими системами корабля.

Причины, по которым проснулись Джим и Аврора — разные, что составляет одну из драм героев, в меру демонстративно проживаемых актерами. Они, к слову, вынуждены долгое время быть один на один с камерой, при этом показывать персонажей, существующих (до поры до времени) без цели, в тоскливых поисках предназначения. Само собой, между Джимом и Авророй зарождается привязанность — и развитие этой нетипичной истории любви, понукаемой необходимостью отремонтировать космический корабль, формирует эмоциональное ядро "Пробуждения".

Нетипичная история любви на фоне важной миссии присутствовала и в предыдущей работе Мортена Тильдума — драме "Игра в имитацию" о математике-гомосексуалисте Алане Тьюринге, который искал код немецкой шифровальной машины "Энигма" во время Второй мировой войны. Однако, в первую очередь, взаимоотношения героев, встретившихся в космосе, напоминают о сюжете "Титаника" Джеймса Кэмерона: Джим и Аврора — представители разных социальных классов, а космический корабль четко поделен на зоны и сектора, соответствующие финансовым возможностям клиентов, заплативших за перелет.

Этот пунктир социальной критики, впрочем, так и остается пунктиром, не находя дальнейшего развития. Да и сравнения с перенаселенным "Титаником" пустующего "Пробуждения", на этом заканчиваются. Главный герой Джим — не художник в исполнении Леонардо Ди Каприо, будь он на "Титанике", помог, скорее, избежать катастрофы, залатал бы пробоину подручными средствами, и все тут. Да и Дженнифер Лоуренс, не вполне убедительно создающей образ рефлексирующей писательницы, далеко до открытой эмоциональной импульсивности, которую демонстрировала Кейт Уинслетт.

Но какими бы ни были далекими "Пробуждение" и "Титаник", в самих этих намеках на другие фильмы кроется важная особенность фантастической мелодраматической ленты. Не смотря на добротную, длинную экспозицию (пожалуй, даже чересчур длинную, испытывающую на прочность терпение зрителей), фильм отличается незавершенностью. Многие ситуации показаны в нем, скорее, "знаками", напоминая уже виденное ранее и подталкивая зрителя к тому, чтобы — на основе опыта смотрения других фильмов — оправдать действия персонажей и сценарные решения. Потому что если подходить к "Пробуждению" с изрядной долей скептицизма, поверить в реальность вымысла выходит не всегда.

Кроме исполнителей главных ролей — Дженнифер Лоуренс, получившей за работу 20 миллионов долларов, и Криса Пратта, получившего в два раза меньше (это тот редкий случай в Голливуде, когда актриса за фильм зарабатывает больше), — в картине видную роль сыграл Майкл Шин. Фактически он исполнил роль мебели — запрограммированного на компанейский легкий треп робота-бармена. И в этой роли ему тоже не избежать кинематографических сравнений: Майкл Шин, пожалуй, один из главных актеров вторых ролей в современном англоязычном кино.

Особо стоит отметить использование в "Пробуждении" эффектов 3D. Для многих фильмов рождаемый технологией объем является лишь дополнительной приманкой, ничего не добавляющей к смыслу. В "Пробуждении" 3D оправдано космической темой и наиболее ярко раскрывается именно в масштабных сценах столкновения героев с бесконечным космосом, несколько компенсируя визуальной зрелищностью неоднозначные сценарные ходы.

Пьяное Рождество

Комедия "Новогодний корпоратив" Джоша Гордон и Уилла Спека построена на экстремальных "вывихах" корпоративного празднования Рождества. Оригинальное название ленты "Офисная рождественская вечеринка" еще больше подчеркивает предложенный авторами комедийный прием — превратить рождественский, традиционно семейный (а в американском кино нередко еще и сказочный) праздник в разнузданную пьяную оргию, опрокидывающую устоявшиеся представления о нем.

Чикагское отделение IT-компании находится под угрозой закрытия из-за невыполнения плана доходов. Единственный способ спастись — заполучить многомиллионный контракт. Проблема в том, что крупный клиент хочет уйти к конкурентам. Чтобы предотвратить потерю, директор Клэй (Ти Джей Миллер) решает поразить клиента — знатного гуляку — небывалой вечеринкой, праздником без тормозов.

Для него это — больше, чем битва за бизнес. В основе тут — семейный конфликт. Отделение хочет закрыть его сестра (демонстративно стервозная Дженнифер Анистон). А сам Клэй, реализуя стратегию офисных праздников, которые превращают сотрудников фирмы в одну большую пьяную семью, почитает память отца. Папаша взирает на него со старого полароидного фото улыбчивым лицом, похожим на американского комика Криса Фарли, умершего почти два десятка лет тому от передозировки наркотиков.

Кроме семейного конфликта топ-менеджмента столкновение личного и общественного, офисных симпатий и антипатий представлено в фильме несколькими выразительными вариациями. Они выполнены как в лирическом (в первую очередь, благодаря предельно достоверной актерской работе Джейсона Бейтмана), так и более утрированном комедийном, даже гротескном ключе. С вкраплением телевизионных талантов участников популярного американского скетч-шоу "Субботним вечером в прямом эфире".

Авторы фильма показывают корпоратив, как современную вариацию карнавала, который рушит узнаваемые реалии офисной культуры, до поры до времени сдерживаемые в рамках приличий риском судебных преследований за сексуальные домогательства и нарушения трудового законодательства. При этом "Новогодний корпоратив" не претендует ни на художественные открытия, ни на истинную оригинальность, ни даже на чрезмерную раскованность, мастерски эксплуатируя уже изведанные штампы пьяных разнузданных комедий.

Офисный коктейль дополняют сцены в русском притоне, гонки по улицам ночного Чикаго, имитирующие фильмы киносериала "Форсаж", и своеобразное рождественское чудо (без него никак). Впрочем, развитие сюжета в "Новогоднем корпоративе" менее важно, чем разгул массовых страстей, которые ежеминутно колют зрителей новыми острыми шутками и мизансценами. В этом контексте достойны упоминания и работа украинских переводчиков, которые уместно внедряют в дубляж "локальные" реалии, в частности, гопак и творчество Михаила Поплавского.

Шум океана

Французская лента "Одиссея" Жерома Салля — это фильм-биография всемирно известного исследователя Мирового океана, режиссера документальных лент, разработчика акваланга Жака-Ива Кусто (Ламбер Вилсон). В ее центре — отношения героя с супругой и детьми, а также большой семьей — командой исследователей, вместе с которыми он сначала пытался завоевать водный мир, сняв его на пленку и покорив, а потом принял решение защищать и сохранять его.

То, что именно семейный вектор будет главным, Жером Салль заявляет с первых кадров фильма, показывая авиакатастрофу, в которой гибнет младший сын героя — Филипп Кусто (тонко-эмоциональный Пьер Нине). После этого история "отскакивает" на три десятка лет в прошлое, чтобы показать становление героя, как исследователя и мировой звезды, и развитие его непростых отношений с женой (Одри Тоту) и детьми. Выявить конфликты, стоявшие у них на пути, а также показать ту важную внутреннюю — экологическую — трансформацию, которую пережил Жак-Ив Кусто под влиянием сына.

Стоит отметить, что жизнь и творчество героя уже вдохновляли режиссеров на яркие игровые фильмы. В 2004-ом "Водная жизнь Стива Зиссу" Уэса Андерсона была построена на художественном преломлении яркого образа и деталей биографии Жака-Ива Кусто. Однако, решен фильм был в несколько абсурдистской манере, иронично препарирующей реальность, а не воссоздающей ее. "Одиссея" — совершенно иная, принадлежит, скорее, к "тяжелому весу", акцентирующему значимость личностей и событий.

Жером Салль снимает "большое кино", масштабно и достоверно реконструирующее прошлое и вызывающее у зрителя сильные эмоции, но при этом сохраняющее камерный европейский шарм. Каждая сцена в ленте четко выверена, открывая ту или иную сторону личности Жака-Ива Кусто — не всегда привлекательную. Жером Салль много лет работал над проектом фильма и, будучи не вполне довольным созданной историей, даже отложил на некоторое время начало съемок, чтобы доработать сценарий. Сделал он это, не смотря на то, что к тому моменту уже собрал внушительный бюджет для создания "Одиссеи" и имел "зеленый свет", — случай, по большому счету, беспрецедентный.

Жак-Ив Кусто в глубоком исполнении Ламбера Вилсона предстает многосложной личностью — одержимым, жестким (а порой и жестоким), любящим, очаровывающим и осознающим необходимость очаровывать, чтобы продолжать свою деятельность. В фильме показано, как формируется его публичный образ — и как он работает над тем, чтобы усилить его (к примеру, с помощью знаменитой красной шапочки, носимой во время экспедиций), преломляя собственную жизнь в документальных фильмах, которые, как и каждый документальный фильм, имеют постановочную скобу и не открывают всей правды.

Ритм публичной жизни — американской (потому как именно благодаря американскому телевидению удается финансировать картины) — Жером Салль регулярно сталкивает с ритмом волн, движением океана. Фильм исполнен захватывающими, прекрасно выполненными подводными и натурными съемками, которые реконструируют сделанные Жаком-Ивом и Филиппом Кусто кадры, их путешествия. В итоге, именно Мировой океан и определяет характер взаимоотношений героев. Благодаря его магическому пространству, адекватно дополненному музыкой Александра Деспла, они выходят за пределы обыденности, выпукло выявляя свою истинную сущность.