Новый фильм режиссера "Овсянок" выиграл Гран-при во Вроцлаве

Новый фильм уральского режиссера Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари", как и его предыдущие ленты "Первые на Луне" и "Овсянки", собирает фестивальные награды. В прокат он выйдет в сентябре, а киноманы посмотрели его на ОМКФ

Главный приз международного кинофестиваля "Новые горизонты" во Вроцлаве присужден российскому фильму Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари". Такое решение приняло жюри под председательством венгерского режиссера Белы Тарра.

Россиянин Алексей Федорченко получает призы на европейских фестивалях, начиная с дебютного "Первые на Луне". Лента получила главный приз Венецианского фестиваля за лучшую документальную работу. Второй его фильм "Овсянки" наградили в Венеции сразу тремя призами.

Новый фильм екатеринбургского режиссера "Небесные жены луговых мари" взял три приза на сочинском "Кинотавре", две награды получил в Германии на фестивале в Висбадене. А на днях стал фаворитом Вроцлавского фестиваля.

Сейчас Алексей Федорченко готовиться снимать новую ленту. Она будет называться "Ангелы и революции". Литературной основой, как и в предыдущих работах, станет роман казанского писателя Дениса Осокина.

"Небесные жены ..." на Одесском кинофестивале

"Небесные жены луговых мари" в прокат выйдет только осенью, и то неизвестно, попадет ли он на экраны украинских кинотеатров. Любители кино могли увидеть его в июле на Одесском кинофестивале в программе "Новое российское кино".

Правда, режиссер Алексей Федорченко и сценарист Денис Осокин в Одессу не приехали. Фильм представлял продюсер Дмитрий Воробьев. Зрители в зале реагировали очень эмоционально — смеялись, аплодировали, а после показа долго не отпускали продюсера ленты, хотя уже перевалило за полночь.

Хотя фильм, основанный на этносе марийского народа, волей-неволей затрагивает национальные вопросы РФ, украинские зрители в такие дебаты предпочли не ввязываться. Спрашивали все больше о том, как снимали эту удивительную ленту, о которой один российский критик написал на для rg.ru: "Это все чистопородный фольклор, какой давно не рождался на просторах России. Ренессансный в своей витальности, упрямо противостоящий всеобщему упадку сил. Он о любви к женщине, к человеку, к народу, к стране. Вы хотели патриотизма — вот он, настоящий, уходящий корнями к Гоголю и глубже, в седую древность, где черти водятся".

Не жизнь — сказка, но из жизни выросшая. Или как определяет Федорченко, документальная сказка.

Документальные сказки Федорченко

Эту игру в "документальную сказку" Федорченко заявил с самого начала. Его дебют "Первые на Луне", история о полете советских космонавтов на спутник Земли в 30-е, даже на Венецианском фестивале был показан в документальной секции. Оказалось, что режиссер виртуозно имитировал документальный формат.

Следующим фильмом ему так же удалось спровоцировать дискуссию в кругах серьезных научных людей. Его "Овсянки" рассказывали об исчезнувшем угро-финском народе меря, ритуалы и обычаи которых, тем не менее, не исчезли. Этнографы были в шоке от мира, который Федорченко придумал, добавив своей фантазии к тексту Дениса Осокина.

"Небесные жены луговых мари" — тоже об угро-финнах. О народе мари, сохранившем языческие верования и обряды. И снова реальность — лишь основа для фантазии режиссера, создающего в итоге гимн жизни. Он неведомым образом дает взрослым людям то чувство восхищения миром, при этом и не думая скрывать его огрехи.

Марийский "Декамерон"

Режиссер называет свою ленту "Декамероном": она собрана из 23 новелл. В каждой — своя героиня. Имя каждой начинается на "О". В каждой — история о тех неказистых на первый взгляд вещах, из которых возникает то самое реальное женское счастье. И в каждой — свои боги, которых в фильме много: река, дерево, солнце, ветер, овражный черт, двухметровая Овда из лесного народа… И не понять, что здесь действительно фольклор, а что — придумано. Это и есть то максимально свободное язычество без табу каких-либо институций.

"Калейдоскоп женских образов и времен года, женских возрастов. В каждой новелле — свой жанр, от комедии и мелодрамы, до триллера и детектива. Мистика, эротика". Алексей Федорченко

Язык луговых мари пришлось учить даже марийцам

В фильме вместе с профессиональными актерами играют непрофессионалы. И тоже не отличишь, где кто. Разговаривают они на марийском языке — вернее, на почти уже исчезнувшем языке луговых мари. Причем хлопот с этой идей было немало, учиться говорит на мари пришлось даже актерам-марийцам — ведь он уже почти забыт, его не изучают в школе, на нем не говорят в городах Республики Мари Эл.

Но режиссеру было нужно, чтобы ритмы незнакомой речи вытащили зрителя из реальности. Хотя сюжеты новелл очень даже земные — в них немало грубоватого вожделения, богохульства, быта.

Как примут фильм в Республике Марий Эл, авторы очень волновались по этому поводу. Надеялись, что поймут, что это не впрямь о марийцах.

Елена Гладских