О сильных женщинах: три ярких фильма — "Девушка в паутине", "Холодная война" и "Хрусталь"

Кадр из фильма "Девушка в паутине"
Кадр из фильма "Девушка в паутине"
8 ноября в кинотеатрах начался прокат непохожих фильмов "Девушка в паутине", "Холодная война" и "Хрусталь", общим знаменателем которых являются яркие женские образы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Все новое, кроме татуировки

Детективный триллер "Девушка в паутине" — это удивительный перезапуск (и одновременно продолжение) многотомной детективной истории, в центре которой находится шведская хакер Лисбет Саландер, в детстве пережившая психологическую травму, сформировавшую ее своеобразный — нелюдимый — характер.

Дебютный голливудский фильм о ней "Девушка с татуировкой дракона" в 2011-м снял Дэвид Финчер — по роману Стига Ларссона, который и придумал этого персонажа, с Руни Марой в роли Лисбет Саландер и Дэниелем Крейгом в роли журналиста Микаэля Блумквиста, вместе с которым героиня распутывает преступления.

Новую ленту "Девушка в паутине" спустя семь лет поставил Фредди Альварес — по роману Давида Лагеркранца, который взялся за работу над детективной серией после смерти ее создателя. Гениального хакера сыграла Клер Фой, вглядывающаяся в мир цепким взглядом и плотно сжимающая губы (почти как в "Первом человеке", где она предстала супругой астронавта Нила Армстронга), а журналиста-расследователя — Сверрир Гуднассон, экранные функции которого, фактически, свелись к тому, чтобы быть миловидным.

Существенные модификации претерпел и жанровый строй истории. Доля детектива максимально сократилась, а распутываемые загадки стали то прямолинейными до зевоты, то комически, до поры до времени, неразрешимыми. Освободившееся жанровое место заняло напряженное физическое действие, состоящее из зрелищных перестрелок, погонь и взрывов, заливающих экран языками пламени.

Надо отдать должное авторам "Девушки в паутине" — они весьма удачно закрутили калейдоскоп интенсивных сцен, напоминающих компьютерную игру, два часа ведущую зрителей с уровня на уровень — к ожидаемому триумфу. Однако, чтобы добиться подобного результата, по сути, радикально "обновили" и сам образ героини — до версии 2.0, в которой глубоко раненная миниатюрная девушка стала сверхчеловеком без страха и упрека.

В новом фильме Лисбет Саландер напоминает о себе самой разве что футболкой с похабной надписью "Gimme head till I'm dead" да той самой драконьей татуировкой.

Черно-белая вечная любовь

Музыкальная драма Павела Павликовского "Холодная война" получила приз за режиссуру на Каннском кинофестивале и была выдвинута Польшей на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Стремительная лента с хронометражем немногим более 80 минут рассказывает о двух десятилетиях взрывной любви композитора Виктора (Томаш Кот) и певицы Зулы (Иоанна Кулиг). Действие стартует в социалистической Польше после Второй мировой войны, а дальше колесит Европой — вместе с героями, которые то бегут из социалистического "рая", то возвращаются на родину, разрывая и возобновляя непростые отношения: в основу ленты легла бурная жизнь родителей режиссера, именами которых он и назвал главных героев.

Над "Холодной войной" Павел Павликовский работал с оператором-постановщиком Лукашем Залом, совершенствуясь в искусстве черно-белого изображения, играющего всеми оттенками серого. Эти черно-белые кадры, пропитанные музыкой и страстью, сделали из фильма мастерскую стилизацию, которая не просто копирует известные приемы кино 1960-х, но сохраняет — и возрождает — его дух.

Благодаря музыке — а в фильме находится место и народным песням (в том числе, польских украинцев), и джазовым композициям, и рок-н-роллу, и социалистической польской эстраде — Павел Павликовский также гармонично соразмеряет формальную строгость повествования, столь характерную для его режиссерского стиля (ей была отмечена его черно-белая "Ида", завоевавшая "Оскар"), и стихию живого чувства.

Главным носителем этой стихии, не знающей никаких преград, становится девушка Зула в триумфальном исполнении Иоанны Кулиг. Актриса транслирует удивительную внутреннюю энергию, в которой мрака не меньше, чем света, с первого кадра и навсегда приковывая внимание и подчиняя себе и героя, и художественную реальность, и зрителей — свидетелей ее самобытной любви.

Белорусское техно

Украинская премьера комедии Дарьи Жук "Хрусталь" состоялась в июле в главном конкурсе Одесского МКФ. Фильм был очень тепло встречен аудиторией, которая — по итогам зрительского голосования — отдала ему Гран-при фестиваля. На родине в Беларуси лента тоже пришлась ко двору — ее выдвинули на "Оскар" в номинации "Лучшему фильму на иностранном языке", специально для этого озаботившись созданием Белорусского Оскаровского комитета.

Действие картины происходит в Минске и его окрестностях в 1990-е. Эвелина (Анна Насибуллина) увлечена электронной музыкой, которую постоянно слушает в плейере, носит синий парик и яркие одежды и мечтает укатить в Чикаго, оставив хмурое постсоветское пространство позади. Для этого ей необходимо получить американскую визу, подтвердив "связь с родиной", с которой она как раз и хочет разорвать все связи.

Не долго думая, девушка покупает на рынке фальшивую справку о доходах и указывает в ней вымышленный номер контактного телефона работодателя. А когда узнает, что в консульстве будут по этому номеру звонить, проверяя информацию, находит его владельцев и договаривается дежурить у них в квартире у аппарата в ожидании американского звонка.

Расположена эта квартира в поселке Хрустальный, где все работают на заводе по обработке хрусталя, изделиями из которого и выплачивают зарплату (международное название ленты — "Хрустальный лебедь" — намекает на самый "козырный" его товар). А рабочая семья, которая живет в этой квартире, готовится к свадьбе старшего сына, вернувшегося из армии, опасливо косясь на независимую девушку, максимально оторванную от советских традиций.

Дарья Жук регулярно усиливает это несоответствие, уверенно используя его для комедийного эффекта — столь "воздушного", что сперва даже возникает ощущение, что автор просто скользит по поверхности и даже не пытается позволить зрителям почувствовать глубину постсоветских проблем, режущих сознание героев. Однако, по мере движения 90-минутной картины к кульминации, мировоззренческое столкновение прошлого и будущего приобретает в "Хрустале" не только развлекательную, но и весьма драматическую глубину.

Талантливая исполнительница главной роли Анна Насибуллина проживает эти новые болезненные обстоятельства с достаточной долей тепла, достоверности и такта. Это обеспечивает фильму важный эмоциональный баланс между комедией и драмой и в то же время оберегает "Хрусталь" от превращения в пресную лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram