Обыденный героизм: о драме "Огнеборцы"

Обыденный героизм: о драме "Огнеборцы"
"Огнеборцы" — cдержанная картина основана на реальных трагических событиях, но удачно избегает пафоса, демонстрируя обыденный профессиональный героизм, замечает кинокритик Сергей Васильев

Реальная история

Режиссер Джозеф Косински рассказывает историю элитной группы пожарных "Гранитная гора" из Аризоны, специализирующихся на тушении лесных пожаров. Это было первое в Штатах подразделение, созданное на муниципальном уровне, которое получило "первый класс" профессиональной квалификации.

Поэтому элитная группа пожарных тушила лесные пожары не только у себя на "малой родине", но и по всей стране. "Гранитную гору" бросали на самые опасные участки борьбы с огнем.

Одно из таких заданий завершилось трагически: многие члены "Гранитной горы" погибли во время тушения масштабного лесного пожара в Аризоне в июне 2013 года. Эта трагедия единовременно унесла наибольшее количество жизней пожарных со времен теракта 11 сентября 2001 года.

Путь профессионального роста

Авторы фильма осознают, что зрители — по крайней мере, американские — предполагают жуткий поворот событий, который ждет героев. И делают все зависящее, чтобы лишить события мелодраматической предопределенности, фатализма, ничем не намекая на трагичный исход "Гранитной горы".

В течение двух часов они реалистично показывают путь профессионального становления пожарных. В дебюте ленты группа это всего лишь тренировочная пожарная бригада, которой помыкают "старшие товарищи". Под решительным руководством своего лидера Эрика Марша (Джош Бролин) шаг за шагом она завоевывает элитный статус, а затем неоднократно подтверждает высокую квалификацию.

Путь "Гранитной горы" представлен в сценах подготовки к работе, битв с огнем и в моменты отдыха, которые включают в орбиту не только пожарных, но и их семьи, родных и близких.

Красота и ужас пожара

Тушение череды лесных пожаров, которые достаточно обыденно сменяют друг друга, впрягая зрителей в борозду профессиональной рутины, является центральным зрелищным элементом картины. Авторам "Огнеборцев" удается передать всепожирающий масштаб быстро распространяющегося пламени и одновременно жуткую красоту, расцветающую на экране.

Фильм подчеркивает это двоякое отношение к огню, который бесконечно пугает и в то же время немного завораживает (особенно, когда он утихает, взят под контроль). Вступая в битву с пламенем, Эрик Марш общается с ним, как с живым, опасным противником.

А еще — рассказывает страшную захватывающую историю про то, как во время одного из пожаров видел бегущего медведя, охваченного огнем. Этот "концентрированный" кадр воспроизводят в картине несколько раз.

Внутренняя борьба и семья

Наряду с борьбой с внешним противником — огнем, драматическое напряжение ленты усиливает борьба с врагом внутренним — самим собой. Она наиболее полно представлена образом бывшего наркомана Брэндона Макдона (Майлз Тэллер), который идет путем исправления, получая за свои неказистые профессиональные успехи прозвище "Бублик".

Внутреннее преодоление показано в первую очередь сценами тренировок и семейных отношений. Решены они весьма традиционно для мужского кино, демонстрируя, как из разрозненных личностей формируется монолитный коллектив, и как профессиональные свершения этого коллектива становятся на пути семейной гармонии.

Стоит отметить, что Джозеф Косински предпочитает сдержанный — соразмерный пустынным пейзажам Аризоны — стиль изложения и не дает этим традиционным жанровым ходам превратиться в "эксцессы", оседлав бытовую реальность истории.

Одни из многих

В таком небыстром внимании к простым людям и их повседневным достоинствам и недостаткам заключается важная особенность картины. Таким образом "Огнеборцы" развивают характерную для американского кино тему обыденного — и профессионального, и бытового — героизма.

В последние годы она была представлена в масштабных зрелищных лентах, тоже основанных на реальных событиях: фильме-катастрофе "Глубоководный горизонт" Питера Берга об аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе и боевике "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" Майкла Бэя о контрактниках ЦРУ, сдержавших нападение террористов.

Как и в упомянутых фильмах, персонажи "Огнеборцев" могут показаться несколько идеализированными. Но не потому, что схематично лишены жизни и превращены в сценарные контуры, но потому, что находятся точно на своем месте, практически без "зазора" между словом и делом, сутью и внешним ее проявлением.

Вспомнить каждого

Максимальной достоверностью образы наполняют талантливые актеры, которые выстраивают роли и демонстрируют душевные движения персонажей, используя малые детали, сознательно барражируя на грани документальной невыразительности. Кроме сложного Джоша Бролина и старательного Майлза Тэллера, стоит отметить работы Джеффа Бриджеса (он играет, кажется, не раскрывая губ), Дженнифер Коннелли и Тейлора Китча (он отвечает за ноты комедии).

Большое внимание уделено и достижению портретной схожести персонажей с их прототипами. Фотографии героев — в том числе и тех, кому по объективным причинам не удалось уделить должного внимания на экране, — представлены в финале картины. Каждого из пожарных "Гранитной горы" называют по имени, тем самым, подчеркивая ценность их подвига и жизни.