- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"
"Первому игроку приготовиться" - второй фильм знаменитого американского режиссера в украинском прокате в этом году. До этого в кинотеатрах вышло "Секретное досье" о борьбе газеты "Вашингтон Пост" за право публиковать засекреченные документы Пентагона о Вьетнамской войне. Классическую старомодную драму о работе американской прессы, защищающей свободу слова от нападок власти, оттеняли обстоятельные актерские работы Мерил Стрип и Тома Хэнкса и осмысленная эффективная режиссура Стивена Спилберга, обращающая внимания на детали. В общем, это был фильм, который вполне ожидаешь от живого классика американского кино, разменявшего седьмой десяток.
За подобной максимально эффективной, но внешне достаточно простой — и скупой — формой изложения, на второй план отошла собственно "фантастическая" сторона таланта Стивена Спилберга, связанная как раз с эффектностью зрелищного воплощения оригинальных творческих идей. Именно она в полной мере раскрыта в ленте "Первому игроку приготовиться".
Действие происходит в унылом и неблагополучном американском 2045 году, который, впрочем, не особо отличается от унылого сегодня, и одновременно на два экранных часа отталкивает повседневность, перенося героев в пространство виртуальной реальности — "Оазиса". Здесь они живут в мире популярной культуры, подменяя себя вымышленными личинами — аватарами — и пробуя все то, что не могут осуществить в реальной жизни.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Яйцо за правду: о драме Стивена Спилберга "Секретное досье"
На стыке "виртуального" и "реального"
В дебюте ленты — да и в дальнейшем — Стивен Спилберг использует демонстрацию несоответствия между повседневным и виртуальным миром для создания комического эффекта. Он показывает многочисленных эпизодических персонажей, одетых в шлемы и перчатки виртуальной реальности, которые истерически реагируют на происходящее в вымышленном пространстве, нелепо двигаются по помещениям и улицам, забывая о физическом мире, в котором живут. А также подчеркивает, что "аватары" могут существенно отличаться от людей, скрывающихся за ними, поэтому к отношениям, которые возникают в "Оазисе", стоит относиться с некоторой осторожностью. Ведь прекрасная на вид "цифровая" девушка, вполне может оказаться, к примеру, толстым мужиком из Детройта, живущим в подвале.
Подобного рода курьезам, пусть и не столь шокирующим, тоже находится место в картине.
Стивен Спилберг демонстрирует, как отношения и ценности героев, рожденные в компьютерном пространстве, начинают влиять на их жизнь (к примеру, позволяя "вытянуть" дружбу и любовь за пределы виртуального пространства), а также — как законы экономики пытаются подчинить себе игру.
Лишь отчасти вымышленная экономика развлечений и фантазий ХХІ века, показанная в фильме, существует по закону "Нет бизнеса без шоу-бизнеса". И "Оазис" является здесь наиболее крупным активом, за обладание которым ведется нешуточная борьба.
Три загадки на $1,5 триллиона
Покойный создатель игры (неожиданный, по-детски ранимый Марк Райленс) спрятал в "Оазисе" "пасхальное яйцо" — секретный объект, дарующий победу. Игрок, отыскавший его, получит полный контроль над виртуальным миром и все акции компании, которая контролирует "Оазис", стоимостью 1,5 триллиона долларов. Для этого необходимо решить три загадки, пройдя испытания, каждое из которых тесно связано с историей жизни создателя "Оазиса", его культурными предпочтениями и ценностями.
Крупная компания под предводительством демонстративно неприятного корпоративного злодея (Бен Мендельсон) отправляет в "Оазис" целые армии игроков, чтобы взять ценный экономический ресурс под контроль (в фильме есть курьезная и очень достоверная сцена обсуждения планов размещения в виртуальном мире вороха рекламы). Мечтают найти заветное "яйцо" и независимые пользователи, решив таким образом свои невиртуальные, бытовые проблемы.
Один из них — 18-летний Уэйд Уоттс (Тай Шеридан). Именно он является главным героем истории, объясняя зрителям своими закадровыми комментариями, что происходит. В игре Уэйд зовет себя Парцифалем, вызывая поверхностные ассоциации с легендами о рыцарях Круглого Стола. Тем самым, поиск "яйца" предстает своеобразным поиском Священного Грааля нового времени, путем, в основе которого не только жажда материальной выгоды, но и духовные свершения.
Поп-культура на "паузе"
Стивен Спилберг уже снимал о Священном Граале, отправляя за ним наперегонки Индиану Джонса и нацистов. Виртуальные передряги, в которые попадает Уэйд и его колоритные друзья, сталкиваясь с представителями корпорации, в чем-то схожи с приключениями знаменитого героя. И принципом прохождения испытаний, каждое из которых — головоломная загадка, в основе которой — ценности культуры, и антагонистическим столкновением мировоззрений, когда бескорыстной радости первооткрывателя противостоит прагматичный поиск наживы.
К примеру, героя сажают в автомобиль, ставший знаменитым благодаря ленте "Назад в будущее" (и дают артефакт, названный в честь ее режиссера Роберта Земекиса). "Первому игроку приготовиться" весело цитирует "Чужого", обыгрывает образность "Властелина колец", а в одной из сцен возрождает атмосферу знаменитого "Сияния" Стэнли Кубрика.
Ожидаемо большую роль играют и ссылки на компьютерные игры разных времен и эпох. Они заполоняют пространство фильма. В то же время говорить о том, что авторы ленты демонстрируют бесконечную фантазию, нельзя. Они кроят картину из того, что уже было, занимаются, скорее, упорядочиванием обширного каталога цитат, нежели созданием чего-то принципиально нового. Создается впечатление, что виртуальная реальность "Оазиса", ценная многогранными проявлениями поп-культуры прошлого, само развитие этой культуры ставит на "паузу".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие украинские фильмы будут бороться за премию "Золотая Дзига" и где их можно посмотреть
Экранизация несуществующей компьютерной игры
Суть поп-культуры и культуры компьютерных игр ухвачены Стивеном Спилбергом очень точно. Он не превращает их в музейный экспонат, но умело передает дух игрового соперничества, оттененный уважением к противнику и даже определенным восторгом по поводу его достижений. Это "антидот" не позволяет окончательно превратить игроков, нанятых корпорацией для разгадывания тайн "Оазиса", в послушный офисный планктон.
При этом Стивен Спилберг не абсолютизирует виртуальную реальность. Наоборот, компьютерная игра представлена механизмом, созданным, чтобы дополнять повседневность, а не заменять ее. Режиссер неоднократно напоминает об искусственности "Оазиса" и условности событий в виртуальном пространстве: наблюдать за ними на экране кинотеатра — все равно, что смотреть, как кто-то другой играет в компьютерную игру.
Такая щепотка критики позволяет избежать ощущения бессмыслицы, свойственной большинству экранизаций компьютерных игр (к примеру, о Ларе Крофт, которая сейчас идет в кинотеатрах). "Первому игроку приготовиться" удается не захлебнуться в бурных волнах абсурда. В итоге выходит, пожалуй, один из лучших и наиболее сознательных фильмов о компьютерных играх.
Сказка в реальности
При этом парадокс картины заключается в том, что "вторичная" виртуальная реальность нередко оказывается более достоверной в своих жестких проявлениях, чем повседневная жизнь героев, которые, вроде бы, существуют в пространстве жестокой антиутопии. Преодолевать ее негативные свойства у них получается сказочно просто. К примеру, решив проблему зависимости от виртуальной реальности, превращающей людей в рабов.
Подобное преобладание чудесного и волшебного там, где пессимистический взгляд видит мрак и ужас, выпукло проявляет гуманизм режиссера. Стивен Спилберг искренне верит в человека и его лучшие качества. И в этой по-детски сильной вере — один из секретов его живого, живительного творчества.
А вот "пасхальными яйцами", в отличие от экранного создателя виртуального "Оазиса", он не разбрасывается. В титрах фильма и после них дополнительных сцен нет.