Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"

Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"
29 марта в украинский прокат выходит фантастическая лента "Первому игроку приготовиться", в которой Стивен Спилберг играет в компьютерные игры и выигрывает, отмечает кинокритик Сергей Васильев

"Первому игроку приготовиться" -  второй фильм знаменитого американского режиссера в украинском прокате в этом году. До этого в кинотеатрах вышло "Секретное досье" о борьбе газеты "Вашингтон Пост" за право публиковать засекреченные документы Пентагона о Вьетнамской войне. Классическую старомодную драму о работе американской прессы, защищающей свободу слова от нападок власти, оттеняли обстоятельные актерские работы Мерил Стрип и Тома Хэнкса и осмысленная эффективная режиссура Стивена Спилберга, обращающая внимания на детали. В общем, это был фильм, который вполне ожидаешь от живого классика американского кино, разменявшего седьмой десяток.

За подобной максимально эффективной, но внешне достаточно простой — и скупой — формой изложения, на второй план отошла собственно "фантастическая" сторона таланта Стивена Спилберга, связанная как раз с эффектностью зрелищного воплощения оригинальных творческих идей. Именно она в полной мере раскрыта в ленте "Первому игроку приготовиться".

Действие происходит в унылом и неблагополучном американском 2045 году, который, впрочем, не особо отличается от унылого сегодня, и одновременно на два экранных часа отталкивает повседневность, перенося героев в пространство виртуальной реальности — "Оазиса". Здесь они живут в мире популярной культуры, подменяя себя вымышленными личинами — аватарами — и пробуя все то, что не могут осуществить в реальной жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Яйцо за правду: о драме Стивена Спилберга "Секретное досье"

На стыке "виртуального" и "реального"

В дебюте ленты — да и в дальнейшем — Стивен Спилберг использует демонстрацию несоответствия между повседневным и виртуальным миром для создания комического эффекта. Он показывает многочисленных эпизодических персонажей, одетых в шлемы и перчатки виртуальной реальности, которые истерически реагируют на происходящее в вымышленном пространстве, нелепо двигаются по помещениям и улицам, забывая о физическом мире, в котором живут. А также подчеркивает, что "аватары" могут существенно отличаться от людей, скрывающихся за ними, поэтому к отношениям, которые возникают в "Оазисе", стоит относиться с некоторой осторожностью. Ведь прекрасная на вид "цифровая" девушка, вполне может оказаться, к примеру, толстым мужиком из Детройта, живущим в подвале.

Подобного рода курьезам, пусть и не столь шокирующим, тоже находится место в картине.

Но самое интересное происходит все же не в противопоставлении "виртуального" и "реального" миров, а на их стыке.

Стивен Спилберг демонстрирует, как отношения и ценности героев, рожденные в компьютерном пространстве, начинают влиять на их жизнь (к примеру, позволяя "вытянуть" дружбу и любовь за пределы виртуального пространства), а также — как законы экономики пытаются подчинить себе игру.

Лишь отчасти вымышленная экономика развлечений и фантазий ХХІ века, показанная в фильме, существует по закону "Нет бизнеса без шоу-бизнеса". И "Оазис" является здесь наиболее крупным активом, за обладание которым ведется нешуточная борьба.

Три загадки на $1,5 триллиона

Покойный создатель игры (неожиданный, по-детски ранимый Марк Райленс) спрятал в "Оазисе" "пасхальное яйцо" — секретный объект, дарующий победу. Игрок, отыскавший его, получит полный контроль над виртуальным миром и все акции компании, которая контролирует "Оазис", стоимостью 1,5 триллиона долларов. Для этого необходимо решить три загадки, пройдя испытания, каждое из которых тесно связано с историей жизни создателя "Оазиса", его культурными предпочтениями и ценностями.

Крупная компания под предводительством демонстративно неприятного корпоративного злодея (Бен Мендельсон) отправляет в "Оазис" целые армии игроков, чтобы взять ценный экономический ресурс под контроль (в фильме есть курьезная и очень достоверная сцена обсуждения планов размещения в виртуальном мире вороха рекламы). Мечтают найти заветное "яйцо" и независимые пользователи, решив таким образом свои невиртуальные, бытовые проблемы.

Один из них — 18-летний Уэйд Уоттс (Тай Шеридан). Именно он является главным героем истории, объясняя зрителям своими закадровыми комментариями, что происходит. В игре Уэйд зовет себя Парцифалем, вызывая поверхностные ассоциации с легендами о рыцарях Круглого Стола. Тем самым, поиск "яйца" предстает своеобразным поиском Священного Грааля нового времени, путем, в основе которого не только жажда материальной выгоды, но и духовные свершения.

Поп-культура на "паузе"

Стивен Спилберг уже снимал о Священном Граале, отправляя за ним наперегонки Индиану Джонса и нацистов. Виртуальные передряги, в которые попадает Уэйд и его колоритные друзья, сталкиваясь с представителями корпорации, в чем-то схожи с приключениями знаменитого героя. И принципом прохождения испытаний, каждое из которых — головоломная загадка, в основе которой — ценности культуры, и антагонистическим столкновением мировоззрений, когда бескорыстной радости первооткрывателя противостоит прагматичный поиск наживы.

"Виртуальные" игровые испытания выполнены очень зрелищно, заряжены энергией стремительного движения. Стивен Спилберг бомбардирует зрителей яркими визуальными образами, эффектами. Они возникают на крепком фундаменте поп-культуры, даруя тем самым дополнительную радость — узнавания.

К примеру, героя сажают в автомобиль, ставший знаменитым благодаря ленте "Назад в будущее" (и дают артефакт, названный в честь ее режиссера Роберта Земекиса). "Первому игроку приготовиться" весело цитирует "Чужого", обыгрывает образность "Властелина колец", а в одной из сцен возрождает атмосферу знаменитого "Сияния" Стэнли Кубрика.

Ожидаемо большую роль играют и ссылки на компьютерные игры разных времен и эпох. Они заполоняют пространство фильма. В то же время говорить о том, что авторы ленты демонстрируют бесконечную фантазию, нельзя. Они кроят картину из того, что уже было, занимаются, скорее, упорядочиванием обширного каталога цитат, нежели созданием чего-то принципиально нового. Создается впечатление, что виртуальная реальность "Оазиса", ценная многогранными проявлениями поп-культуры прошлого, само развитие этой культуры ставит на "паузу".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Какие украинские фильмы будут бороться за премию "Золотая Дзига" и где их можно посмотреть

Экранизация несуществующей компьютерной игры

Суть поп-культуры и культуры компьютерных игр ухвачены Стивеном Спилбергом очень точно. Он не превращает их в музейный экспонат, но умело передает дух игрового соперничества, оттененный уважением к противнику и даже определенным восторгом по поводу его достижений. Это "антидот" не позволяет окончательно превратить игроков, нанятых корпорацией для разгадывания тайн "Оазиса", в послушный офисный планктон.

При этом Стивен Спилберг не абсолютизирует виртуальную реальность. Наоборот, компьютерная игра представлена механизмом, созданным, чтобы дополнять повседневность, а не заменять ее. Режиссер неоднократно напоминает об искусственности "Оазиса" и условности событий в виртуальном пространстве: наблюдать за ними на экране кинотеатра — все равно, что смотреть, как кто-то другой играет в компьютерную игру.

Такая щепотка критики позволяет избежать ощущения бессмыслицы, свойственной большинству экранизаций компьютерных игр (к примеру, о Ларе Крофт, которая сейчас идет в кинотеатрах). "Первому игроку приготовиться" удается не захлебнуться в бурных волнах абсурда. В итоге выходит, пожалуй, один из лучших и наиболее сознательных фильмов о компьютерных играх.

Сказка в реальности

При этом парадокс картины заключается в том, что "вторичная" виртуальная реальность нередко оказывается более достоверной в своих жестких проявлениях, чем повседневная жизнь героев, которые, вроде бы, существуют в пространстве жестокой антиутопии. Преодолевать ее негативные свойства у них получается сказочно просто. К примеру, решив проблему зависимости от виртуальной реальности, превращающей людей в рабов.

Подобное преобладание чудесного и волшебного там, где пессимистический взгляд видит мрак и ужас, выпукло проявляет гуманизм режиссера. Стивен Спилберг искренне верит в человека и его лучшие качества. И в этой по-детски сильной вере — один из секретов его живого, живительного творчества.

А вот "пасхальными яйцами", в отличие от экранного создателя виртуального "Оазиса", он не разбрасывается. В титрах фильма и после них дополнительных сцен нет.