Пищевые предприятия нуждаются в персонале за мизерную плату

Компании, специализирующиеся на производстве продуктов питания, начали наращивать объемы, что требует все больше дополнительных рабочих рук

начала осени количество вакансий в пищепроме увеличилось на 15%, причем работу предлагают не только профильному персоналу, но и ранее уволенным на волне кризиса «лишним» специалистам: экономистам, маркетологам, брэнд-менеджерам. Правда, особой щедростью отраслевые предприятия пока не отличаются: зарплаты на этом рынке остаются невысокими, а задолженность по их выплате растет. Очевидно, поэтому соискатели зачастую игнорируют такие предложения.

Пищевики при деле

«Деловая Столица»

Постепенное наращивание производства привело к повышению потребности отрасли в дополнительных сотрудниках. Консультант по подбору персонала кадровой компании «Анкор» Виктория Вдовенко отмечает, что с осени спрос на специалистов для пищепрома начал расти. Президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров говорит, что с сентября количество заявок от пищевиков увеличилось на 15%. Наиболее активно набирают новый персонал кондитеры, пекари и изготовители мясных изделий. Если у первых наличие вакансий поясняется расширением производства и освоением новых рынков сбыта, то последние постоянно обновляют персонал в связи с высокой текучестью. Чаще всего работодатели приглашают в штат рядовых и главных технологов, начальников отдела производства, мастеров участков, инженеров, менеджеров по качеству. Предприятия укрепляют и отделы реализации продукции. Виктория Вдовенко говорит, что сейчас высокий спрос на специалистов по продажам продуктов питания.

По словам руководителя отдела по персоналу и делопроизводству группы компаний «Агрополис» (ТМ «Щедрый вечер») Леонида Казаринова, ощущают нехватку рабочих рук и молочные предприятия. На волне кризиса некоторые из них сократили численность персонала почти вдвое. Теперь же объемы производства начали расти, что требует восстановления штатного расписания. Больше всего в отрасли заметен дефицит технических кадров — технологов, инженеров, специалистов по качеству и пр. Некоторые работодатели уже начинают жалеть, что в начале кризиса слишком жестко обошлись с «лишними» сотрудниками — финансистами, маркетологами, брэнд-менеджерами. Леонид Казаринов рассказывает, что их компания на сегодняшний день открыла вакансии для экономистов, менеджеров по продажам, технологов, специалистов по качеству, продажам и продвижению продукции. Начальник отдела маркетинга ЗАО «Эрлан» (ТМ «Биола») Федор Селиванов говорит, что в их сегменте, наоборот, потребность в дополнительном персонале минимальна и возникает лишь в сезон или под определенный проект. Некоторые предприятия, специализирующиеся на выпуске напитков, продолжают работать в режиме сокращенной рабочей недели.

Кадровое несварение

Достаточно большой наплыв соискателей позволил компаниям ужесточить критерии отбора персонала. Виктория Вдовенко отмечает, что повысились требования к опыту работы. Если ранее работодатели охотно принимали вчерашних выпускников профильных вузов и молодых специалистов с опытом работы до двух лет, то сегодня отдают предпочтение тем, кто проработал в отрасли не менее трех лет. На позиции главного технолога и главного инженера могут претендовать лишь те, кто может похвастаться наличием опыта работы по специальности не менее пяти лет (ранее для этих должностей требовалось три года службы в пищепроме).

В компании «Анкор» отмечают, что работодатели интересуются и подробным досье каждого кандидата, уделяя особое внимание успешности проектов, в которых он ранее был задействован, профессиональным навыкам и личностным характеристикам. В то же время, по информации г-на Казаринова, дефицит высококлассных специалистов, несмотря на большой выбор соискателей, все же чувствуется. «Предприятия по-прежнему вынуждены перекупать профессионалов, имеющий положительный опыт работы в перерабатывающей отрасли. К примеру, национальный список хороших мастеров в техническом и технологическом направлениях содержит всего несколько десятков фамилий, причем в последние годы он практически не пополняется, хотя спрос на таких «гуру» очень высок», — утверждает эксперт. Он сетует, что соискатели из крупных городов неохотно рассматривают возможности переезда в регионы, где и расположена большая часть пищевых предприятий, что также является проблемой для работодателя. Наиболее комфортными в этом плане являются западные области, жители которых не избалованы предложениями, поэтому готовы бороться за любое рабочее место.

За еду работать не хотят