Пинчук привез в Киев «Божий глаз»

В PinchukArtCentre показывают 24 огромных панно самого дорогого фотографа мира Андреса Гурски и экспонаты из коллекции его подруги Джулии Стошек, крупнейшей собирательницы видеоарта в Европе

любителей искусства о том, что в начале осени бизнесмен Виктор Пинчук в своем арт-центре покажет опять что-то грандиозное, оправдались. Коллекционер, занявший седьмую строчку в рейтинге самых влиятельных собирателей искусства, на этот раз устроил в PinchukArtCentre выставку знаменитого дюссельдорфского фотографа Андреса Гурски. Этот немец считается самым дорогим фотохудожником мира.

Еще одним сюрпризом от Виктора Пинчука стал концерт пионеров электронной музыки — группы Кraftwerk (кстати, земляков известного фотографа). Музыканты выступили на закрытии вернисажа. Специально для этого была построена сцена во внутреннем дворике комплекса «Арена».

Фото «Божьего глаза»

24 фотографии, вернее огромные панно 2 на 3 метра, разместились на четвертом этаже галереи. Часть из них предоставлена владельцами зарубежных частных коллекций. Одна из фотографий, например, принадлежит сэру Элтону Джону. А девять фотокартин экспозиции — собственность PinchukArtCentre. Одну из них — Boxenstopp I, посвященную «Формуле-1», — посетители арт-центра уже видели на прошлогодней выставке Reflection. Теперь в коллекции PinchukArtCentre есть еще две фотографии из этой серии. А вот варианта «99 центов» на этот раз на выставке нет. Хотя у Пинчука имеется один из трех вариантов этой знаменитой фотографии. Оригинал «99 центов» известен тем, что поставил рекорд цены для фотографии. В позапрошлом году на аукционе Sotheby's он был продан за 3,3 миллиона долларов.

Оценивают профи

Немцы называют Гурски «Божьим глазом». Он действительно любит снимать, забравшись как можно выше в небо. Иногда с вертолета, иногда с крыш небоскребов, а иногда со специально построенной вышки. На его фотографиях огромные пространства с множеством людей — биржи, залы аэропорты, трассы «Фромулы-1», города. Конечно, всех интересует, как он делает свои фотографии. На что Гурски отвечает коротко: «Собирается команда, проводим своего рода заседание генштаба. Я фотографирую, а потом все монтируем».

Художнику Сергею Пояркову, выделявшемуся среди зрителей вернисажа своим гламурным пальто, привезенным с нью-йоркской Пятой авеню, прогулка по залам четвертого этажа добавила позитива. Хотя после недавнего рождения дочери настроение счастливого отца сложно чем-нибудь омрачить. «Мы проходим тысячу раз мимо каких-то вещей, не замечая их. А Гурски останавливается и заставляет посмотреть по-другому на то, что ты видел сто раз — табло на вокзале, гонки или реку, — говорит Поярков. — Он настоящий художник, так как восторженное детское восприятие мира сохранил до седых волос».

Даже скупой на похвалу современным творцам мэтр Иван Марчук на этот раз отпустил комплимент автору работ: «Это профессионал и прежде всего в композиции».

Ретроспектива видеоарта

Фотографии Андреса Гурски — это только одна часть выставки «Рейн на Днепре», проходящей в рамках Дней немецкой культуры. Экспонаты для второй части предоставила давняя подруга знаменитого фотографа — Джулия Стошек. Молодая коллекционер современного искусства известна своей крупнейшей коллекцией видеоарта в Европе. Для киевской выставки она выбрала 18 видео, которые заняли весь третий и пятый этажи арт-центра. Получилась настоящая ретроспектива видеоарта. Есть работы начала 1970-х, а есть и созданные два-три года назад.

Еще одной составляющей частью выставки стал проект молодых украинских художников группы «Р.Э.П.». Экспозиция «Патриотизм. Искусство как подарок» находится в Project Room на четвертом этаже. Стены комнаты рэповцы расписали символами, прочесть которые можно с помощью словаря, выдаваемого при входе.

Выставка «Рейн на Днепре» продлится до 2 ноября по адресу ул. Красноармейская/ Бассейная 1-3/2, блок А, (комплекс «Арена»).