Почти дичь: об ужасной фантазии "Одичавшая"

Кадр из фильма «Одичавшая»
Кадр из фильма «Одичавшая»
С 21 июня в кинотеатрах идет фильм Фридриха Боэма "Одичавшая", в котором автор дичает вместе с героиней, констатирует кинокритик Сергей Васильев

Три в одном

90-минутная картина рассказывает историю непростой девушки Анны. Повествуя об ее злоключениях, авторы проходят ухабистый, но узнаваемый, благодаря лентам-аналогам, художественный путь. Его вехами становятся жанровые клише психологической драмы об изолированном ребенке, выращенном вдали от людей, молодежной романтики школьной любви времен первой половой зрелости, а также фантастическая сказка и в меру кровавый фильм ужасов, действие которого происходит в хмуром лесу.

В нетривиальном соединении известных сюжетов гнездится концептуальная оригинальность ленты.

Взаперти

Дело остается за "малым" — качественно воплотить творческую идею на экране. В дебюте "Одичавшей" режиссер Фридрих Боэм искренне старается этого достичь, эффективно, с помощью монтажа прямолинейных сцен, показывая взросление Анны, навечно запертой на чердаке. "Папа" (Брэд Дуриф) регулярно рассказывает ей страшную сказку о клыкасто-когтистом Чудовище, которое преследует ее, чтобы съесть, а еще — ежедневно колет лекарствами, чтобы у подрастающей девушки не начались месячные. Трагический исход этой новеллы ожидаем, кровав и становится ступенью на пути дальнейших злоключений Анны.

Школа взросления

Девушка оказывается в больнице, откуда ее собираются отправить в психиатрическую лечебницу, что, учитывая обстоятельства ее взросления, более чем разумно. Однако, добросердечный шериф Эллен Купер (Лив Тайлер) берется подменить профессиональный врачебный уход и забирает Анну к себе. Девушка начинает сытно питаться гамбургерами ("папа" ее не кормил мясом), ходить в школу и активно познавать белый свет, закрывая пробелы в образовании. В этом ей помогает ровесник — младший брат шерифа (Колин Келли-Сорделет). Он "лучшим" из возможных способов объясняет, откуда берутся дети, включая порнофильм, а также знакомит Анну с алкоголем на молодежной вечеринке.

Сумерки разума

Забавы пьяных подростков рискуют превратить несчастную девушку в жертву "в квадрате". Режиссер воплощает этот риск, материализуя фантазии Анны по поводу Чудовища, которое преследует ее. Но, достигнув высокого психологического напряжения, резко меняет жанровую колею — и делает героиню из жертвы агрессором. На первый план выходят уже не глухие психологические травмы, причиненные ей, но физиологические мутации, происходящие с Анной. Напуганная девушка в детской пижаме начинает превращаться в фантастическое существо, подобное Чудовищу из сказки, на которое ведут полноценную охоту.

Актерский разнобой

Особенность "Одичавшей" заключается в том, что подобное превращение является не метафорой, но свершившимся фактом — частью экранной реальности, погружающей историю в хаос. Правда, удивляет метаморфоза лишь главную героиню, которой вообще свойственно удивляться: актриса Бел Паули носит на лице выражение изумленно-обескураженного непонимания до тех пор, пока ее лицо не скрывают от зрителей характерным гримом.

А вот звездно-сердобольная Лив Тайлер и пылкий сердцем, но блеклый на вид Колин Келли-Сорделет продолжают взаимодействовать с девушкой, как и раньше, на уровне "драматического", а не "ужасного". Разве что Брэд Дуриф меняет своего персонажа. Он постепенно усиливает патологические черты "папы", чтобы, следуя творческому порыву, превратить образ в невнятную карикатуру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выживут только любовники: о морской драме "В плену стихии"

Безжизненные спецэффекты

Для немца Фридриха Боэма "Одичавшая" стала полнометражным режиссерским дебютом, но в кинематографе он далеко не новичок, имея за плечами богатый продюсерский опыт работы над спецэффектами. Кажется, на их спасительное использование он и рассчитывал, пытаясь с помощью нарочитой визуализации фантастического Чудовища "причесать" "Одичавшую", свести ее такие разные потенциалы к единому художественному знаменателю.

К сожалению, компьютерная графика оказывается неспособной заретушировать отсутствие логики, причинно-следственных связей и здравого смысла. А ее показательный характер, наоборот, во многом нейтрализует мифологический потенциал истории. Яркая (временами) обертка "Одичавшей" намекает на мудрое содержание, которого нет.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram