Развенчание мифов: четыре мнения о медицинских инновациях в Украине 

Развенчание мифов: четыре мнения о медицинских инновациях в Украине 
Весь мир делает ставку на медицинские инновации. Почему так происходит, как обстоят дела в Украине, и какое место наши медстартапы занимают на карте мировых инноваций

Евгений Найштетик — президент и основатель Planexta Inc.

Первое, на что нужно обратить внимание, — это глобальный кризис медицины. Причем не только в Украине, а во всем мире. Он проявляется в отсутствии доступа к уже существующим методам лечения. То есть новые методы лечения и технологии стоят на столько дорого, что их себе могут позволить лишь небольшое количество людей. При этом меняется парадигма. Мы отходим от доказательной к персонализированной — когда лечение становится индивидуальным. Люди все чаще задумываются о профилактике — о том, как бы им оставаться здоровыми и дальше.

Все эти переходы будут очень болезненными для всего мира, ведь вся система медучреждений построена именно на старых подходах. Что касается Украины, то в условиях недофинансированной системы здравоохранения, этот переход будет чувствоваться еще сильнее. Одна из главных причин — низкий доступ к инновациям.

Давайте попробуем определить место отечественной медицины в сфере инноваций. Все знают журнал Nature, который определяет индекс инновационности по количеству опубликованных научных работ. Согласно их данным, Украина где-то в "середнячках". На уровне Словакии или Польши. Все понимают, что мы обладаем определенным потенциалом, но звезд мы с неба не хватаем. Только потому, что у нас нет технологической возможности, а не потому, что у нас глупые люди. Нам элементарно негде провести тот или иной эксперимент. Конечно, мы можем заказать исследование под нашу гипотезу, но это тот фактор, который тормозит нас. Но в целом в Украине есть удачные медицинские стартапы, которые котируются в мире. За их успешную реализацию нужно благодарить наши "мозги", но никак не техническую оснащенность или господдержку.

Игорь Новиков — председатель SingularityU Kyiv

Медицина движется в сторону 4P: Personalized, Predictive, Preventive, Participatory. В сторону персонализированного лечения. Почему так происходит? В Америке посчитали, что 50% медицинского бюджета тратиться на 2% самых больных людей. Сейчас идет переориентация на предотвращение болезней, а для этого должна заработать персонализированная медицина.

В Украине на данный момент действительно жесткий кризис. Но все не так плохо. Кризис открывает поле для действий для тех команд, которые хотят тут что-то делать. Я говорю о медицинских стартапах, которые берутся за глобальные проблемы в сфере медицины. Что они могут использовать? Украинцы, в отличие от американцев или тех же европейцев, не придают большого значения сохранности своих данных, в том числе и медицинских. Поэтому Украина — хороший "полигон" для проектов по BigData в сфере медицины.  

Александр Ольшанский — председатель оргкомитета iForum, президент Internet Invest Group

Сейчас мировая медицина подошла к точке, когда продолжительность жизни все больше ограничена количеством денег у пациентов. Но количество денег растет экспоненциально с количеством прожитых лет. И мы не знаем, сколько сможет прожить человек, если на его здоровье мы потратим какие-то баснословные деньги — к примеру, все ВВП земли. Медицина — одна из немногих сфер, которая обладает бесконечной капиталоемкостью. Все старые финансовые модели медицины базировались на позиции, что деньги на всех нужно тратить равномерно и так все будут жить подольше. Сейчас же неравенство доходов конвертируется в неравенство продолжительности и качества жизни. И то, что мы воспринимаем как кризис, а именно эти крики о том, что украинцы не могут получить качественное лечение от онкологии — нерелевантные, поскольку еще 10 лет тому назад никто его не мог получить, его не существовало. Наша проблема чисто экономическая.   

При этом я не очень верю в особый технологический путь даже очень талантливой сорокамиллионной страны. Я думаю, что наш путь развития не уникальный. Все делают почти одно и тоже. И если смотреть на весь мир, то действительно работающие инновации внедряют корпорации — то есть компании, обладающие достаточным потенциалом, чтобы внедрять изобретения, строить под него производство, продавать товар и утилизировать его. В медицине все так же. Пока в Украине не будет больших корпораций — у нас не будет инноваций. Будут стартапы, которых будут покупать и вывозить из Украины. Как раз эти мировые корпорации, которые внедрят наше изобретение у себя, и продадут его нам дороже.      

Алла Олейник — советник министра здравоохранения по инновациям и инвестициям, член Совета по развитию инноваций под эгидой премьер-министра Украины, партнер Borsch Ventures, соорганизатор Первого в Украине конкурса биомедстартапов

Я как организатор первого конкурса биомедицинских технологических стартапов MBioS Challenge обладаю определенным срезом украинского рынка. Так вот, когда начинался конкурс, я думала, что, если к нам придет 30 компаний — это будет успех. Пришло 97, и я считаю, что это потрясающе. Почему? В Украине медицина — консервативная и неприбыльная отрасль, тем не менее даже в наших условиях есть люди, которые хотят и внедряют инновации. Значит мы в мировом тренде. Ведь весь мир делает ставку на две вещи — космос и медицина.

По поводу данных, которые я получила благодаря проведению конкурса. Условно стартапы, которые "рождаются" в Украине, можно разделить на несколько категорий. Во-первых, digital health — это те стартапы, которые занимаются персональными медданными. Во-вторых, телемедицина — удаленное предоставление медпомощи. В-третьих, медицинское оборудование — в Украине развита сильная инженерная школа, и было бы странно, если бы они не изобретали оборудование медицинского предназначения.

Если говорить в целом, то, конечно, стартапы, которые пришли на конкурс, это не уровень последних мировых разработок. Даже те победители, которых мы выбрали, отстают на несколько лет от мировых инноваций. Но ни это самое существенное. Важно другое — в Украине есть стартапы, которые чувствуют себя конкурентоспособными и идут на мировые конкурсы. И это хорошо.