- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Рынок тренинговых услуг: за что бизнес и в кризис готов платить?
В кризис расходы на обучение персонала одними из первых попадают под сокращение. Но даже незначительная стабилизация экономической и политической ситуации в Украине оказала позитивное влияние на рынок тренинговых и образовательных услуг. По словам Анны Могильник, исполнительного директора группы компаний Golden Staff, спрос на образовательные услуги со стороны бизнеса в 2015 году увеличился минимум на 30% в сравнении с предыдущим годом. "Большинство компаний уже адаптировались к новым условиям и готовы возобновить инвестирование в обучение персонала", — говорит эксперт.
Чему хотят учиться
По словам Лилии Вышковец, руководителя Национального тренингового агентства, как и в предыдущие несколько лет, востребованными на рынке остаются два направления обучения — продажи и оптимизация затрат компаний. Актуальны также запросы на развитие навыков ведения переговоров.
Но рынок тренинговых услуг не стоит на месте, предлагая новые форматы под изменившиеся ожидания бизнеса. "Компании все чаще заказывают комплексные, модульные проекты, которые сочетают в себе тренинговое обучение, фасилитацию, коучинг, бизнес-симуляции, а также дистанционное обучение как наиболее "бюджетное"", — комментирует Анна Могильник.
Согласен с такой оценкой и Андрей Станченко, руководитель тренинговой компании NRG Group. По его словам, набирают обороты нетренинговые методы развития — игровые, фасилитационные, индивидуальные и смешанные форматы. Акцент в обучении переходит на развитие талантов в компании.
Возрос также спрос на тренинги для менеджеров, что во многом связано с меняющимися требованиями к управленцам. Причем фокус часто делается на обучение линейных менеджеров и менеджеров среднего звена, так как именно от них во многом зависит интеграция стратегических решений компании.
Своя наука ближе к делу
В условиях кризиса многие компании приняли решение увеличить долю внутренних тренингов и сократить количество обучающих программ, которые выполняются внешними провайдерами.
"Для многих компаний такое обучение — оптимальный выбор не только ввиду оптимизации расходов, но и по причине наличия глубокого знания специфики бизнеса этой компании у внутренних тренеров, плюс постоянный мониторинг и помощь при последующем внедрении знаний на практике", — поясняет Андрей Станченко.
По словам Лилии Вышковец, нет смысла привлекать внешнего провайдера для обучения утвержденным стандартным процессам компании — это дорого и неэффективно. "А вот если целью обучения является внедрение изменений, то внутренний тренер с такой задачей справляется намного хуже, чем внешний. Тут главное не ошибиться и привлечь именно того тренера, который сможет "двинуть" компанию в нужном направлении", — говорит эксперт.
При этом, по словам Андрея Станченко, внутреннее обучение стало активно использоваться не только в сегменте hard skills (профессиональные, технические навыки, которые легче наглядно продемонстрировать и соответственно оценить), но и так называемых soft skills (коммуникативные, управленческие и другие навыки).
Результатом развития самообразования бизнеса стал рост спроса на тренинги для внутренних бизнес-тренеров и коучей компаний. Что остается неизменным — это обучение топ-менеджмента. Оно исключительно внешнее.
Цена знаний
В Украине исследования рынка корпоративного обучения не проводятся, поэтому оценки его крупнейших игроков субъективны. Анна Могильник выделяет следующие компании как наиболее известные в сегменте обучения управленцев и коучей — "Живое дело", Baltic Training Group, "Тренинги для бизнеса" Оксаны Грабар, агентство Веры Шацкой, тренинг-студия Дианы Кебас Golden Staff.
"Компании-провайдеры сейчас наконец-то приходят к тому, чтобы выбрать себе специализацию, вокруг которой и выстраивают стратегию продвижения", — считает Анна Могильник.
Андрей Станченко полагает, что рынок корпоративного обучения в Украине достаточно незрелый, так что всем игрокам и рынку в целом есть куда расти.
Опрошенные эксперты выделяют еще один тренд — рынок ориентируется не столько на название и размер тренинговой компании, сколько на конкретного тренера.
"Сегодня можно говорить о тенденции, когда ключевую роль играют конкретные имена, а не организации. Не побоюсь сказать, что в Украине как таковых крупных тренинговых структур нет. Есть крупные имена, но не структуры. Клиенты приходят не в компании, они приходят к тренеру", — говорит Лилия Вышковец.
На этом во многом и строится ценовая политика в сегменте образовательных услуг. "Стоимость услуг определяется уникальностью тематики обучения и личностью бизнес-тренера. В этом рынок бизнес-обучения напоминает шоу-бизнес — чем раскрученнее бренд звезды, тем выше гонорар", — резонно отмечает Станченко.