С боями все в порядке: "Махач учителей" и "Обитель зла: Финальная битва" — о новых фильмах в прокате

Кинокритик Сергей Васильев об "опрокидывании" зрительских ожиданий в "Махаче учителей" и "Обители зла" как наиболее успешной экранизации компьютерной игры в истории кино
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Раскованная комедия Ричи Кина "Махач учителей", на первый взгляд, кажется очередной коллекцией в меру пошлых штампов американских молодежных комедий, замешанных на брани, наркотиках, подростковом насилии и сексе. И в этом качестве — достойным, пусть и лишенным художественных амбиций, представителем своего жанра.

Однако, основоположный принцип, по которому с неумолимой закономерностью строится едва ли не каждая сцена ленты, — "опрокидывание" зрительских ожиданий, срабатывает и на уровне заложенных в картину смыслов. Если дебют создает впечатление, что авторы "Махача учителей" хотят исключительно того, чтобы зрители бессмысленно надрывали животы над шутками ниже пояса, то в финале на первый план выходит какая-никакая мораль.

Учитель английского языка (тщедушный скромняга-бородач Чарли Дей) в последний день учебы накануне летних каникул, когда ученики выпускных классов плохо финансируемой школы слетают с катушек, устраивая педагогам жестокие и пошлые розыгрыши, вступает в конфликт с учителем истории (брутальный психопат-гангстер Айс Кьюб). В итоге, "историка" увольняют. И тот, вспомнив законы улиц (которые, в общем, никогда и не забывал, успешно используя в воспитательной работе), вызывает "англичанина" на драку на парковке, чтобы разобраться по-мужски.

Большую часть экранного времени главный герой посвящает тому, чтобы найти способ избежать силового противостояния, победить в котором ему не светит. И попутно — проводит "прощальные" занятия с бесталанными учениками, для которых это будет "последний урок английского языка в жизни", выступает с дочерью в конкурсе талантов, помогает супруге на сносях и проходит перед районными чиновниками профессиональную аттестацию, угрожающую ему крушением карьеры.

Авторы фильма представляют американскую государственную школу убийственным "террариумом единомышленников". Учителям "дожить до понедельника" помогают холодное оружие, наркотики, коррупция, жестокость и наплевательское отношение к профессии. Ученикам — наркотики, грубые шутки и розыгрыши и наплевательское отношение к учебе. Уже упомянутый принцип "обманутых ожиданий", используемый в картине, срабатывает даже в случае с семьей главного героя: игру слов песни его тоненькой дочурки переводчик Сергей Ковальчук (в очередной раз отменно проделавший свою работу) не решается передавать на украинском языке.

Своими экстремальными вывихами вкуса и хорошего тона "Махач учителей" напоминает схематичную педагогическую ситуацию, которую предлагают для разбора в учебниках по педагогике: плохое поведение ученика скрывает правильные мотивы, которые следует выявить и преумножить. Пожалуй, украинские учителя — не только школ, но и высших учебных заведений — увидят в фильме много до боли знакомого. Проблему хронического недофинансирования, которую "гасят" сокращением штатов, руководителей, заинтересованных в рыбалке и ублажении собственного эго, а не развитии учебного заведения, подопечных, искренне не понимающих, что они вообще здесь делают и зачем им это нужно.

Стоит надеяться, что рецепт образовательной реформы, предложенный в американской ленте — педагогическая битва на парковке после уроков (снятая, к слову, с бОльшим размахом и зрелищностью, чем некоторые "правильно-боевые" ленты) — не будет воспринят буквально. А послужит очередным поводом для раздумий.

Бесконечная битва

Еще одна лента, в которой с боями все в порядке — второй премьерный широко-прокатный фильм недели — зомби-боевик Пола У.С. Андерсона "Обитель зла: Финальная битва".

Шестой (и если верить названию — все же финальный) эпизод долгоиграющего кинематографического сериала по мотивам компьютерной игры — с неизменной Милой Йовович в главной роли, продолжает идти по пути умножения зрелищности и увеличения угроз, с которыми сталкиваются малочисленные герои.

Теперь у них есть всего лишь 48 часов, чтобы спасти человечество, которое — недоистребленное в предыдущих пяти эпизодах — планируют окончательно истребить. Спасти всех можно, добыв хранящийся за семью печатями антивирус, — в рамках очередной самоубийственной миссии, направленной против корпорации Umbrella.

Серия фильмов "Обитель зла" является, пожалуй, наиболее успешной экранизацией компьютерной игры в истории кино. Во многом так получилось именно благодаря удачно сохраненному "сериальному" характеру, который выводит фильмы в алогичную бесконечность: финал тут размывается, оказывается второстепенным, уступая сцену самому процессу экранного воплощения игрового действия.

Принцип многоуровневого прохождения предложенных миссий, во многом повторяющих и копирующих самих себя с повышенным уровнем сложности, дополнен в "Обители зла" удвоением-повторением одних и тех же персонажей, предстающих, как в оригинальных версиях, так и в клонируемых копиях — улучшенных, обновленных.

В этом смысле одним из наиболее занятных визуальных образков, подготовленных для нового фильма, является небольшой информационный ролик, в котором Мила Йовович коротко объясняет зрителям содержание первых пяти серий. Предвосхищая и повторяя шестую — "Обитель зла: Финальная битва", которая — с учетом неплохих кассовых сборов ленты — вполне может финальной не быть.

В малом прокате на этой неделе стартуют два важных авторских фильма минувшего года — замедленно-романтичный участник Каннского МКФ "Патерсон" Джима Джармуша, лента о поэзии, которую из обыденных забот рождает водитель автобуса.

А также независимая комедия "Радиогрезы" Бабака Джалали. Фильм-лауреат Роттердамского МКФ об иранском писателе, вынужденном свести в студии спутниковой радиостанции в Сан-Франциско афганскую группу "Kabul Dreams" из Кабула и знаменитую "Metallica".

Об этих премьерах детальнее — в следующей статье.