Сделай мне монтаж: кто больше всех заработал на кино

Рынок кинопроката в Украине в 2015 году побил рекорд довоенного 2013-го, но в долларах оказался в минусе. Самую большую кассу собрали, как и всегда, на голливудских блокбастерах. Из новых тенденций — количество российских фильмов в прокате сократилось, а украинских, напротив, выросло

Из всех развлечений кино оказалось в 2015 году самым популярным, а рынок кинопроката — самым успешным в развлекательном сегменте, пишет пишет журнал "Топ-100. 500 крупнейших компаний сферы услуг".

В прошлом году кинопрокатчики и дистрибьюторы заработали рекордную сумму, правда в гривневом эквиваленте: кассовые сборы кинотеатров Украины составили 1,208 млрд грн, что не только на 243 млн грн больше, чем годом ранее, но и рекорд за последние десять лет. Половина выручки осталась у кинотеатров, половину получили дистрибьюторы.

Реальный же показатель кассовых сборов еще выше, считают в компании Media Resources Management (MRM) , поскольку, в отличие от официальных представителей студий-мейджоров в Украине, прокатчики независимых студий и фестивального кино не всегда предоставляют данные о бокс-офисе и аудитории.

Кризисное развлечение

Выручка от продажи билетов возросла не только из-за инфляции (в среднем билеты подорожали за год на десять гривен — до 57 грн). Просто украинцы стали больше ходить в кино. По данным MRM, в 2015 году кинотеатры продали 21,19 млн билетов, что на 1,72 млн билетов больше, чем в 2014-м.

Интересно, что такая ситуация характерна не только для Украины. Как заверяют социологи, во всех странах во время кризисов люди начинают больше ходить в кинотеатры. Объясняют это как психологической необходимостью отключиться от проблем на время сеанса, так и желанием побыть в близком социальном окружении, как правило, настроенном позитивно.

Еще одна причина — поскольку ни театральных, ни концертных гастролей в Украине практически не было, то оставалось одно — идти в кино.

Есть и экономическое объяснение возросшей любви украинцев к кинематографу. Ввиду девальвации гривни цена билета на спектакль или концерт все же рискнувшей заехать к нам звезды подскочила до 400-800 грн минимум. Билет в кино тоже подорожал, но остался все еще вполне доступным украинцам. Так что, кинематограф стал практически единственным развлечением, которое мог себе позволить каждый работающий человек — просто кто-то раз в месяц, а кто-то хоть каждый день.

В гривне выросли, в долларе — упали

В то время как гривневый бокс-офис в украинских кинотеатрах вырос, его долларовый эквивалент, наоборот, снизился в два раза по сравнению с довоенным 2013-м — с $106 млн до $55 млн (по данным MRM). По валютному заработку украинский кинопрокат сильно отстает от развитых европейских стран, но неплохо смотрится среди стран Восточной Европы, входя в тройку лидеров вместе с Польшей и Чехией.

Причина падения долларового бокс-офиса очевидна — трехкратная девальвация гривни. Если считать в долларах, то и цена на билеты также не выросла, а упала за время кризиса в среднем с $5,3 до $2,5. "Средняя цена билета остается на уровне двух долларов, что далеко до показателей, которые были заложены в инвестиционные проекты коммерческих кинотеатров", — сетует директор столичных кинотеатров "Бумер" и "Магнат" Сергей Зленко.

Но ожидается, что в 2016 году отмена налоговой льготы по НДС для кинотеатров ускорит приближение цены билета к 150-200 грн — такая цена является экономически обоснованной, считают эксперты.

"В 2016 году на рынке укрепится НДС, — говорит представитель сети кинотеатров "Оскар"Виктория Добровольская (на фото). — Цены на билеты уже подняты на 10%. Если инфляция будет продолжаться и курс иностранных валют вырастет, то повышение цен неизбежно. Выживать мелким кинотеатрам, особенно в маленьких городах, будет все труднее, а если пираты будут свободно выкладывать новые фильмы в интернет и дальше, то кинотеатры будут просто закрываться".

При этом цена аренды у кинотеатров, снимающих помещение, привязана, как у нас водится, к доллару. Как и цена оборудования, которое кинотеатры могут закупать только за валюту.

Российского — меньше, украинского — больше

Еще один важный для кинорынка момент — в кинотеатрах стали показывать меньше фильмов российского производства. Их количество сократилось с 35 в 2014 году до 21 в 2015-м. Причин тому две. Первая — не попали на украинские экраны фильмы, запрещенные законом (в которых пропагандируется российская армия и силовые службы, насилие, которые способствуют разжиганию национальной розни и пр.).

Вторая — некоторые российские фильмы не взяли для показа из-за прогноза низких кассовых сборов. И хотя прокатчики отмечают, что интерес публики к российскому кино есть — такие российские фильмы, как "Саранча", "Пиковая Дама: Черный обряд", "А зори здесь тихие" собрали в прокате более миллиона гривень каждый.

Но политическая ситуация повлияла на бокс-офисы российского кино в украинских кинотеатрах в сторону их уменьшения по сравнению с предыдущими годами.

Значимо, что на фоне сокращения общего количества вышедших в прокат фильмов (с 310 в 2014 году до 292 в 2015-м), а также лент производства России, кинотеатры в 2015-м показали больше кинокартин украинского производства (в том числе и копродукций). Количество украинских фильмов в прокате выросло вдвое — с 15 в позапрошлом году до 32 в 2015-м. Динамика тем более радует, если вспомнить, что в 2012 году таких релизов было 10, в 2011-м — 2.

И рост украинского кинопродукта продолжится, поскольку Госкино в этом году возобновило финансовую поддержку кинопроектов. Правда, пока что даже самые успешные украинские фильмы (один из таких — "Поводырь" Олеся Санина, собравший кассу в более 14 млн грн), не заработали в прокате столько, чтобы окупить производство. Большинству же украинских лент далеко миллионной планки.

Интересный тренд 2015 года касается украинского языка в российском кинопродукте. Обычно российские фильмы показывают на языке оригинала (то есть на русском), но при этом дают субтитры на украинском, как того требует закон. В 2015 году уже прослеживается тенденция полного дублирования российских анимационных фильмов на украинский язык. Так сделали, например, с вышедшими в новогодний уик-энд мультфильмами "Иван Царевич и Серый Волк" и "Богатырша". Персонажей в них в оригинальных версиях озвучили Иван Охлобыстин, Михаил Боярский и Михаил Пореченков, внесенные в черный список как угроза национальной безопасности.

Но режиссер дубляжа данных фильмов на украинский язык, владелец студии "AAASOUND" Александр Ефимов уверен, что если правильно подобрать персонажей, то получается даже лучше, чем в оригинале. И судя по результатам проката, таки получилось: за три первых прокатных дня мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк" заработал в кинотеатрах Украины 3,15 млн грн, его посмотрели более 60 тыс. зрителей.

Большие и не очень экраны

Артем Вакалюк (MRM) на Зимнем кинорынке в конце прошлого года озвучил показатели по кинотеатрам, свидетельствующие о том, что кризисные 2013-2014 годы негативно сказались на рынке. Прежде всего уменьшилось количество кинотеатров, которых и так было мало, если сравнивать с европейскими соседями. Сейчас в Украине чуть больше 1 экрана на 100 тыс. человек. В Польше этот показатель в 8 раз больше, в Чехии — в 6 раз.

На конец 2015 года в Украине работали 152 кинотеатра (438 залов), что на три кинотеатра (27 залов) меньше, чем в предыдущем (это без учета Крыма и неподконтрольных Украине территорий). В оккупированных районах Донбасса и в аннексированном Крыму остались 42 кинотеатра, (21 — в Крыму и 21 — в зоне АТО).

В Украине представлены в основном отечественные кинотеатры. До недавнего времени в стране было два (в Киеве и Харькове) кинотеатра российской сети "Кронверк синема", собственником которой является российская инвестиционная компания "Альфа-Групп". Но в декабре 2015 года кинотеатр в Киеве, находящийся в ТРЦ Sky Mall, без объяснения причин ушел с рынка.

Украинская сеть Planeta Kino IMAX, основателем и собственником которой является "Триумф Медиа Групп", в 2006 году подписала эксклюзивный договор с канадской корпорацией IMAX и на данный момент имеет в Украине 4 зала с данной технологией. Всего у этой сети семь кинотеатров. Помимо этого, Planeta Kino IMAX является эксклюзивным представителем технологии 4DX в Украине.

Тройка лидеров

Доли игроков на рынке дистрибуции распределены очень неравномерно. Есть три лидера — представители крупнейших международных кинокомпаний, занимающих более 85% рынка, и все остальные.

Самой крупной является B&H Film Distribution представляющая в Украине фильмы четырех студий-мейджоров — Universal Pictures, Sony Pictures, The Walt Disney Company, Paramount Pictures. Она занимает более половины рынка — 56,5%.

Общий бокс-офис компании в 2015 году составил 699,9 млн грн. Это сборы от 45 фильмов, среди которых топ-5 самых кассовых лент прошлого года:

"Форсаж 7" (46, 2 млн грн),

"Посипаки" ("Миньоны"/Minions) (45 млн грн),

"Монстры на каникулах 2" (44,8 млн грн),

"Звездные войны: Пробуждение Силы" (43,2 млн грн (данные за прокат до Нового года)),

"Мстители: Эра Альтрона" (39, 8 млн грн).

На втором месте компания Ukrainian Film Distribution, являющаяся официальным представителем студии 20 Century Fox. Ее доля рынка — 20,4%.

"Марсианин" Ридли Скотта стал самым успешным фильмом компании в 2015-м, собрав 34 млн грн.

Помимо 20 Century Fox, UFD прокатывает проекты и независимых студий. Общее количество фильмов, выпущенных в 2015 году, составило 36, общий бокс-офис — 255,96 млн грн.

У компании "Киномания", представляющей студию Warner Bros., третье место по сборам в Украине и 9%-ная доля рынка. Всего в 2015-м "Киномания" выпустила 16 фильмов и заработала 114,3 млн грн.

Самым успешным ее фильмом в прошлом году стал "Безумный Макс: Дорога ярости" 17,955 млн грн).

Остальные компании в разы меньше: 3,7% у "Вольга", 1,2% — у Top Film Distribution, на долю всех остальных приходятся оставшиеся 9% рынка.

Меньше независимости

Фильмы студий-мейджоров в недостаточном объеме доходят до украинского зрителя, считает Андрей Дяченко, гендиректор Ukrainian Film Distribution (на фото). Причина в том, что количество кинотеатров в стране недостаточное.

Даже областные центры, такие как Полтава, Ивано-Франковск, Черновцы, Кировоград, имеют всего по одному-два кинотеатра, не говоря уже о маленьких населенных пунктах.

По его прогнозам, в 2016 году фильмов независимых студий в прокате Украины станет меньше. Ведь рентабельность таких проектов снизится из-за изменений правил игры на рынке, а именно отмены льгот по НДС на услуги по распространению и демонстрации фильмов. Теперь дистрибьюторы, работающие с независимым кино, будут строже отбирать этот контент, в том числе вырастут требования к его коммерческой выгоде.

Вероника Ясинская, директор кинопрокатной компании "Вольга", в репертуаре которой проекты независимых киностудий, комментируя последствия отмены налоговых льгот, оценивает сумму недополученной прибыли, ориентируясь на прошлогодние итоги, как "достаточно весомую".

И сейчас важно понять, как эти потери восполнить, говорит она. "Но уже сейчас мы четко понимаем, что в ближайшей перспективе вектор развития нашей компании должен быть направлен на усиление закупочной политики. Мы успешно освоили нишу семейного контента, будем продолжать развивать это направление", — комментирует Ясинская.

Так что, в 2016 год кинопрокатчики и дистрибьюторы вступают с вопросом: насколько повышение цены билета сможет компенсировать потери от лишения их налоговых льгот, какие маркетинговые наработки прошлых лет можно будет использовать и что нового придется внедрять, изучая и беря на вооружение опыт соседних стран. Но главная надежда — на стабилизацию курса гривни.