Смех или смерть: о фильме Дмитрия Томашпольського "Ржака"

Смех или смерть: о фильме Дмитрия Томашпольського "Ржака"
С 22 марта в кинопрокате идет грустная комедия "Ржака", в которой Дмитрий Томашпольський препарирует "живой труп" украинского кино. Так увидел эту ленту кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Широко известный в узких международных кругах любителей авторского кинематографа украинский режиссер Савва (Александр Мирошниченко) готовится снимать очередной сложный для понимания зрителей фильм, который обязательно покорит Канны и прочие фестивали класса "А". Однако безбрежный поток его творческой деятельности преграждает черная криминальная реальность. Бандиты (их возглавляет обстоятельный Александр Игнатуша) делают Савве весомое предложение, от которого он не может отказаться. Они требуют от режиссера снять комедию.

И не просто комедию, а "ржаку", чтобы зрители во время просмотра "ржали, как кони". И не просто зрители, а убеленные сединами функционеры, чувству юмора которых, взлелеянному советской культурой, фестивальный режиссер вряд ли может соответствовать. Особенно учитывая то обстоятельство, что снимать комедии Савва не умеет. Не хочет. Считает ниже своего достоинства. И лишь угроза смерти, взятые в заложники близкие, болезненные затрещины, зуботычины и прочие действенные методы физического и морального давления убеждают его выполнить поставленную задачу.

В создании фильма Савве, лишенному чувства юмора, помогают клоунесса Бебе (трагически сдержанная Анастасия Евтушенко), на которую в одночасье свалились все тридцать три несчастья и казни египетские, и клоун Бобо (Виктор Стороженко), не смотря на свой энтузиазм, барражирующий на грани профнепригодности. Колоритное трио вступает в схватку со временем — снять фильм они должны за отведенные на "Ржаку" сто минут, — используя для работы запыленные "методички" Франсуа Рабле, секретные технологии и дрессированных комаров и регулярно показывая зрителям, что те находятся внутри фильма.

Экзорцизм украинского кино

Дмитрий Томашпольський снимает изобретательное по форме кино про кино — и одновременно едкую сатиру на то, как создавалось и создается это кино в независимой Украине. Картина обильно и по-хорошему "унавожена" документальными деталями отечественного кинопроцесса. Значительная часть действия "Ржаки":

  • происходит в святая святых украинского поэтического кино — на территории разваливающейся киностудии имени Александра Довженко,
  • вскрывает токсичные конфликты между поколениями кинематографистов,
  • лихорадочно объясняет, почему отечественный фильм не может окупиться в национальном прокате,
  • и гордо выпячивает несхожесть между фестивальным кино и интересными зрителям фильмами (прежде всего неукраинскими).

Кажется, что Дмитрий Томашпольський организовывает на экране сеанс коллективной психотерапии для отечественных кинематографистов, а вернее — своеобразный акт экзорцизма, поочередно выводя на авансцену "одержимых" участников социокультурной драмы нашего кино:

  • журналистов, вещающих о вечных ценностях морали и призывающих новое поколение режиссеров к ответу за художественные грехи,
  • цензоров-экспертов, ничего не смыслящих в искусстве,
  • руководителей государственных киностудий, взирающих на апокалипсические руины былой кинематографической славы,
  • самовлюбленных авторов заумных фильмов, вызывающих зевоту,
  • и их завистливых коллег, страдающих творческой импотенцией.

Все они проходят очищение бандитским "огнем", чтобы возродиться, лишившись традиционных недостатков, либо отойти в небытие и никогда больше не тревожить безмятежный голливудский покой украинских зрителей. Вот пример https://www.youtube.com/watch?v=RIRdYCguf1o.

Савва Слабошпицкий

Эмоциональное восприятие подобных сцен усиливает знание достаточно специфического украинского кинематографического контекста. Он добавляет черному юмору и ходульной эксцентрике насилия, творимого на экране под веселую музыку, необходимую связь с реальностью. Усиливает ее и непосредственное участие в фильме кинодеятелей, которые обладают достаточным чувством юмора, чтобы предстать жертвами осуществляемой бандитами "реформы" кино. К примеру, главы Украинского Оскаровского комитета и члена Европейской киноакадемии Алика Шпилюка.

В этом смысле существенно упрочить позиции "Ржаки" должно было участие в ленте Мирослава Слабошпицкого, который изначально планировал исполнить главную роль. Великий режиссер артхаусных фильмов, помещенный в центр комедии, хоть и является собирательным образом амбициозных украинских кинематографистов среднего поколения, все-таки был прочно выстроен на фундаменте публичной персоны автора "Племени". К сожалению, творческого сотрудничества не случилось.

В итоге Савву сыграл актер и театральный режиссер Александр Мирошниченко, который впечатляет естественностью реакций в неестественных сценарных ситуациях, но не несет с собой багажа публичной значимости — той капли документальной никотиновой правды, которая убила бы лошадь сомнений. Ведь большинство зрителей, к счастью для их душевного здоровья, все же не погружены в душное болото украинских киносклок, воссоздаваемых на экране (пусть телеканал "1+1" своими желтовато-разоблачительными сюжетами о деятельности Госкино и пытается вывести их на авансцену).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путешествие без конца: о фильме "Иней" — драме Шарунаса Бартаса о войне на Донбассе 

Приветы из прошлого

Сатирическое изображение украинской киносовременности не является единственной картой "Ржаки". Фильм существует одновременно в нескольких временных и стилистических пластах, то вспоминая криминальную вольницу 1990-х, а то — обращаясь к советскому прошлому. Именно из СССР в картину попадают подбитые нафталином партийно-номенклатурные персонажи, классический интерес к искусству цирка и незамутненная, несколько наивная сентиментальность.

Столкновение сарказма с наивностью — особенность "Ржаки". В истории находится место любви, волшебному схематизму сказки и магии кино, представленной в несколько нелепом — с учетом всех происходящих событий — полете героев над Киевом. Еще один анахронизм картины — в категорических утверждениях о величии юмора Франсуа Рабле, которые сама картина больно разбивает об асфальт критики. Той критики, которая пропитывает "Ржаку", устанавливая и поддерживая дистанцию между фильмом и зрителями.

"Актеры" по-украински

Подобный прием ироничного — и в чем-то сюрреалистического — анализа национального кинематографа, его места в обществе и культуре — не нов. Тут "Ржака" оказывается "бедным родственником" ленты Бертрана Блие "Актеры" — уникального фильма, в котором созвездие французских кинозвезд, игравших одновременно себя и свои экранные типажи, преследовали и убивали одного за другим.

Причем "бедна" "Ржака" не смыслами, но прежде всего материально. Это ярко иллюстрирует дивертисмент, которым "отмечают" середину картины. Песни и пляски, происходящие на экране, напоминают, скорее, о разбитом, угарно-пьяном кабаке, чем о "Мулен Руж". Нет в ленте Дмитрия Томашпольського и узнаваемых лиц кинозвезд, поскольку их — в достаточном количестве — нет и в украинском кино вообще.

В итоге, в "Ржаке" происходит столкновение изысканной постмодернистской иронии замысла со все еще постсоветской украинской "задницей" реализации творческих планов. Вместо "комического" и "прекрасного" она порождает на экране "трагическое" и "уродливое", а комедию превращает в фильм ужасов про украинское кино.

Фильм-прощание

При этом "Ржака" пронизана ощущением смерти, которая неумолимо приближается к героям. Отсчет экранного времени, который они ведут, дополнительно подчеркивает конечность всего сущего. (В определенный момент, впрочем, осознание неизбежного финала перестает повергать в депрессию, но позволяет скрасить тяжесть просмотра ленты, поддержав тем, что скоро все, творимое на экране, подойдет к концу).

Это острое чувство, оттененное глубоким лиризмом, свойственным кинематографу Дмитрия Томашпольського, позволяет превратить жесткий саркастический фильм в гимн творчеству, любви к искусству и тем людям, которые не могут не творить, — даже если результат их искреннего, во всю душу, творчества вызывает ужас, обескураженность, а временами и просто отвращение.

Дотошно иллюстрируя подобную ситуацию, "Ржака" платит за это весомую цену — разочаровывая зрителей в их лучших ожиданиях. Обнадеживает то, что таким образом фильм прощается с болезненным периодом существования украинского кино, но не заново "открывает" его.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram