Старый мул борозды не портит: о фильме "Наркокурьер"

"Наркокурьер"
"Наркокурьер"
21 февраля в прокат вышла мастерская криминальная драма Клинта Иствуда о 87-летнем наркокурьере
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По мотивам реальных событий

В фундамент ленты Клинта Иствуда "Наркокурьер" (ее оригинальное название — "Мул", так на сленге называют тех, кто незаконно перевозит наркотики) "залит" удивительный "бетон" статьи Сэма Долника из The New York Times "The Sinaloa Cartel"s 90-Year-Old Drug Mule" о Лео Шарпе, который долгие годы выводил новые сорта лилий, а потом, в возрасте 87 лет, стал возить в Детройт кокаин для мексиканского наркокартеля. Причем так преуспел в этом рисковом занятии, что в 2010 году ежемесячно переправлял по 200 кг наркотиков. Пока его, наконец, не арестовали.

Вижу цель — не вижу препятствий

На суде адвокат пытался оправдать "трудолюбивого" пенсионера тем, что мексиканские злодеи воспользовались его старческим слабоумием. Поскольку ясный умом и твердый памятью Клинт Иствуд является не только режиссером, но и исполнителем главной роли, этот мотив в "Наркокурьере" начисто отсутствует.

Герой ленты по имени Эрл Стоун вполне сознает, что делает (пусть и не сразу понимает масштаб переделки, в которую ввязался). После того, как его ферма по разведению лилий прогорела из-за "долбанного Интернета", он стремится заработать, чтобы оплатить свадьбу внучки, выкупить имущество, арестованное за долги, и даже помочь местному клубу ветеранов (он и сам ветеран — Корейской войны).

Максимальная эффективность

88-летний режиссер и актер рассказывает о неожиданном наркокурьере максимально понятно, с большим вниманием к точно выстроенному сюжету и без особых художественных прикрас, затуманивающих историю или отодвигающих ее на второй план.

Уже в дебюте он мастерски демонстрирует, как триумф героя, обожаемого поклонниками лилий, сменяется финансовым крахом и глухим семейным разладом, которые он и пытается поправить, "увязая коготком" в наркобизнесе.

Счастливого выхода из него нет: параллельно с курьерскими "ходками", которые старательно нумеруют, расследование ведут усердные агенты, ведомые персонажем Брэдли Купера, сжимая вокруг пока еще неизвестного им наркокурьера кольцо.

Неполиткорректный ветеран

Герой в любом случае обречен — остановить его жизненное приключение в любой момент могут преклонный возраст, картель, власти. И он спокойно принимает это, как данность, не особо задумываясь над тщетностью бытия, но предпочитая действовать тут и сейчас — и говорить то, что думает.

В эпоху сиропных политкорректных лент, персонажи которых дуют на воду, созданный Клинтом Иствудом склочный образ, дышит свежестью и правдой несовершенной жизни. Он не идеализирует героя, исполненного недостатков, но наделяет его мудростью.

Ею ветеран, афроамериканцев по старинке называющий неграми, охотно делится с окружающими. Например, советуя всегда помнить о годовщине свадьбы, поскольку "бабы любят эту хрень", а семья всегда должна быть на первом месте.

Неожиданная комедия

В том числе и благодаря подобным перлам фильм выходит неожиданно смешным.

Клинт Иствуд как актер всегда отличался максимальной сдержанностью (режиссер Серджо Леоне говорил, что у него лишь два выражения лица — в шляпе и без шляпы), но на излете своей выдающейся карьеры он, кажется, дает эмоциям максимальную волю: сыгранные им с мудрой иронией реакции, с которыми герой встречает развитие нетривиального сюжета, — бесценны.

В сценарии для него предусмотрены специальные комедийные сцены: он поет за рулем похабную песенку, которую на украинский осмотрительно не переводят, и даже развлекается с дамами полусвета, предварительно "заказав" звонок кардиологу. Собственно, и финальная реплика ленты несет в себе шуточный потенциал.

Голливудский размах

Не лишен "Наркокурьер" и некоторого голливудского размаха, который накачивает ленту стероидами преувеличений, делая художественную версию событий более яркой, напряженной и связной, чем реальность, которую она берется то переосмысливать, а то и отражать.

Это касается и отношений героя с членами семьи (они отмечены трагедией), и размеров перевозимого им груза (рекордные 300 кг кокаина), и трудовых контактов с картелем, дарующих одновременно криминальные шик, роскошь и разврат в мексиканском логове и угрозу жестокой расправы, и даже — его взаимодействия с правоохранительными органами.

Мораль и класс

Впрочем, размеренная лента, снятая без острых приступов тахикардии в ритме ее немолодого героя, глотает привлекательные, но чуждые ее природе, жанровые приманки не до конца. Благодаря подобной "диете" кульминационные, с художественной точки зрения, сцены в "Наркокурьере" превращаются в их достоверную противоположность — заставляя уважать и несовершенного, но не лишенного моральных принципов героя, и, конечно же, Клинта Иствуда, который без апломба в очередной раз дает режиссерский и актерский мастер-класс.