Статус "в поиске": самые сильные встряски шоу-бизнеса в 2017 году

Суровый металлический квинтет из Швеции Amon Amarth в Киеве
Суровый металлический квинтет из Швеции Amon Amarth в Киеве
Концертно-гастрольный рынок в Украине выходит из кризиса и стремится к докризисному 2013-му. Российские гастроли свелись практически к нулю, и это подталкивает к развитию внутренний рынок

Концертно-гастрольный рынок выходит из кризиса и стремится по объему к докризисному 2013-му. В плюс играет стабильность гривни и рост профессионализма промоутеров. Прежние связи с зарубежными агентствами через российских коллег постепенно заменяются прямыми контактами. Российские гастроли стремятся к нулевой отметке, что подталкивает к развитию внутренний рынок — уже сформировалась, хоть пока и немногочисленная, когорта украинских музыкантов, способных собирать большие залы уровня киевского Дворца спорта. Но приезд к нам мировых звезд и концертные туры отечественных исполнителей сильно тормозит отсутствие современных концертных площадок — их нет даже в городах-миллионниках.

Процесс пошел

Если до 2016-го состояние гастрольно-концертного рынка Украины оценивали, как откат на десять лет назад, когда концертов стало в 3-4 раза меньше, а о гастролях мировых звезд пришлось забыть, — то к концу прошлого года прогнозы стали более оптимистичными. Причиной тому стал прежде всего рост количества мероприятий.

Рынок выбрался из ямы, в которую рухнул в 2014 году — падение оценивалось в 60%, было отменено около 600 концертов. И если 2015 год продолжил отрицательную динамику, то в 2016 тенденция изменилась на положительную — рост составил 50%, отмечает основатель билетного агентства Karabas.com Максим Плахтий.

По оценкам экспертов, в прошлом году рынок (включая заработок организаторов концертов, концертных площадок и продавцов билетов) измерялся цифрой в $400 млн (или 10 млрд грн), что в гривневом эквиваленте в 2,5 раза больше показателей докризисного 2013 года — 4 млрд грн. Но в долларовом экви­валенте результат не достиг докризисного года, когда концертно-гастрольный бизнес собрал $500 млн.

В 2017-м положительная динамика роста продолжилась. По прогнозам Максима Плахтия, по итогам года рынок в гривне вырастет на 30% по сравнению с 2016 годом. И уже в 2018 году он не исключает достижения рынком пиковых результатов "золотых лет" (так называют 2006-2007 годы, что предшествовали мировому финансовому кризису — тогда рынок был на пике финансовой успешности).

Стадионы оптимизма

Знаковыми событиями для рынка стали успешно проведенные в 2016-ом после двухлетней паузы два стадионных концерта. В Киеве на "Олимпийском" — самом большом ста­дионе Украины — выступили Red Hot Chili Pappers и Muse в рамках фести­валя U-Park (промо­утер "Мельница"), а так же прошли концерты Hurts и The Killers. Организаторам — концертному агентству "Мельница" (украинской дочке российского промоутера) — удалось собрать около 40 тыс. зрите­лей с минимальной ценой билета в 1100 грн. Это был своего рода тест, показавший потребительские возможности.

Вторым таким тестом в 2016-ом стал Atlas Weekend на ВДНХ, где выступили 100 исполнителей: украинские и зарубежные, в том числе и звезды — Apocaliptica и Gus Gus. Фестиваль собрал за три дня около 60 тысяч зрителей, при минимальной цене билета в 550 грн. Для его организаторов — концертной площадки Atlas и концертного агентства PMK Event Agency, это стало большим успехом, учитывая, что фестиваль существовал всего второй год.

Верка Сердючка на сцене Atlas Weekend 2017. Фото с сайта viva.ua

В 2017 году, там же, на ВДНХ, они провели еще более масштабный Atlas Weekend, что только усилило их позиции с ряду маститых украинских промоутеров. На фестивале, который продолжался пять дней, выступило вдвое больше исполнителей — 200. И количество зрителей увеличилось почти вдвое — до 110 тысяч. Минимальная цена билета стартовала уже от 650 грн. А абонемент на все пять дней фестиваля стоил 1450-1600 грн. По словам сооснователя и СЕО фестиваля Дмитрия Сидоренко бюджет фестиваля складывался из вложений его компаний (клубы Atlas и Roo), партнеров и спонсоров, а также часть средств он взял в кредит).

В 2017 году стадионов — первых показателей здоровья рынка было тоже два. Летом легендарные Depeche Mode все-такие доехали до Киева. Было продано более 20 тыс. билетов от 900 до 6000 грн, а незадолго до концерта цена подскочила до 8000 грн. На этот раз удача улыбнулась организаторам — компании "Аншлаг". В отличии от февраля 2014 года, когда компания была вынуждена отменить концерт Depeche Mode — музыканты решили не рисковать из-за событий на Майдане. Тогда убытки промоутеров оценивались в несколько миллионов гривен. Но при этом, деньги за билеты они вернули, подтвердив серьезность намерений и желание и дальше оставаться на рынке.

Depeche Mode отыграли долгожданный концерт на НСК "Олимпийский". Фото с сайта zefir.ua

А в сентябре агентство "Киев-концерт" впервые привезло в Украину знаменитого итальянского тенора Андреа Бочелли. Тоже на НСК "Олимпийский", со стоимостью билетов от 600 до 5700 грн. Правда при этом сильно рисковали — поздний сентябрь мог подбросить сюрприз с дождем. Но решились на это, так как у дорогого артиста имеется специфическое условие — его выступление open air, стоит в несколько раз дешевле, чем в зале.

Отдельно стоит упомянуть Евровидение-2017. С одной стороны, Украина продемонстрировала, что готова проводить шоу такого уровня. С другой — концертно-гастрольный рынок не увидел в нем коммерческих возможностей. Билетный оператор Concert.ua заметил, что мероприятие как концерт было не раскручено. Хотя билет на генеральные репетиции, стоивший около $20, могли позволить себе многие, а уровень шоу — спецэффекты, оформления сцены — был уникальным, залы остались незаполненными.

По данным Karabas.com, чтобы послушать живую музыку, украинцы платят в среднем 570 грн. А городами-лидерами по количеству концертов за 2016 год стали Киев — 57% выступлений, Днепр — 6%, Харьков — 4%, Одесса и Кривой Рог — по 3%.

К нам едут звезды класса А

Говоря о победах последних полутора лет, Максим Плахтий (Karabas.com) отмечает такие показательные для рынка моменты: в Украину приехали 5 топовых проектов, находящихся на пике популярности в мире и их гастроли прошли успешно. Например, прошедший с аншлагом концерт LP собрал в столичной Stereo Plaza 5 тысяч человек. "Раньше, если промоутер привозил ультрамодного исполнителя, то собрать на него можно было не больше тысячи человек — только тусовку. Сейчас мы уже видим появление другой тенденции", — замечает Максим Плахтий. По его мнению, это очень важно, так как не только вдохновляет организаторов, но и показывает инвесторам перспективное направление.

Концерт LP в столичной Stereo Plaza собрал 5 тысяч человек. Фото с сайта pre-party

Второй важный момент — предыдущие полтора года прошли достаточно профессионально. "Мы не увидели супер-проблем, не было отмены концертов (за исключением нескольких российских, где заранее было понятно, что организаторы рискуют)", — отмечает Максим Плахтий. По его мнению, отсутствие профессиональных просчетов говорит о том, что промоутеры больше думают, стараются минимизировать риски, но при этом объемы мероприятий и объемы рынка растут.

Юрий Гулевич, управляющий партнер PR-агентства "Дель Арте", сравнивая динамику 2017-го с 2016-ым, критически замечает: "В этом году чуть вырос уровень и выросло предложение, но пока мы крутимся по старому кругу". По его мнению, новых имен в этом году было слишком мало.

"Дискотека 80-х" закончилась. Почти

В 2016 году зарубежные исполнители гастролировали по стране чаще, чем отечественные. И происходило это не потому, что не было украинских исполнителей, а потому что промоутеры не хотели рисковать. Не было уверенности, что зритель придет на концерты соотечественников. Поэтому перестраховывались концертами уже проверенных зарубежных артистов. А поскольку денег на звезд А-класса хватало далеко не у всех, в гастрольной афише случился перекос в сторону диско 80-90-х. В 2016-ом украинцев зазывали на концерты Криса Нормана, Пупо, Бони Тайлер, группы "Европа". По большому счету, это все артисты одного жанра, одного хита. При этом Бони Тайлер и "Евро­па" гастролировали у нас впервые.

Но в 2017 году эксперименты с диско закончились: Патриция Каас, Стинг, Дзукеро вытеснили 35-е составы Ottawan и Boney M. В то же время некоторые игро­ки выбрали другую тактику: ставку на дорогие, но гарантированные варианты. Например, "Аншлаг" в прошлом году привез De-Phazz, а "БонАпарт" — Яна Гиллана без Deep Purple, но с оркестром.

Никто никуда не уходит

Учредитель концертного агентства H2D Сергей Малецкий причины оживления рынка связывает с тем, что промоутеры, видя готовность публики ходить на концерты, решили взять реванш за провальные годы. Он считает, что в финале года еще многие обожгутся на завышенных ожиданиях и рынок проредится.

Хотя, если сравнивать с 2014-2015 годом, то сейчас на концертно-гастрольном рынке установилась относительная стабиль­ность: пик ухода игроков с рынка миновал, неопытных новичков, рискующих закрыться после первого же концерта, почти не появляется.

"Крупные агентства, которых никогда не было много, уже полностью восстановились. Кризис научил их быть осторожней, продуманней, и я бы сказал — профессиональней", — заключает Максим Плахтий.

У таких компаний, как "Мельница", "Аншлаг , "Альянс-Шатро", "БонА­парт", был "жировой" запас, что позволило им пересидеть кризисные годы, а выйдя на рынок, выбрать политику работы только с надежными проектами.

У "Мельницы" в прошлом хватило ресурсов организовать гастроли RHCP и Muse, ознаменовавших начало выздоровления рынка. А в этом году — выступление Менсона в киевском Дворце спорта с билетами ценой 750-2200 грн.

В Киеве — суровый металлический квинтет из Швеции Amon Amarth

Активно работает на рынке агентство Happy Music Group, которое привезло в Украину значительную долю зарубежных артистов, таких как Everlast, Oomph!, Pharaoh, Vacuum. Большинство гастро­леров выступили в столичном клубе Sentrum. Прошлогодний проект Selector Live с British Council в Украине продолжился концертами Swans, HVOB, Ghostpoet и Lee "Scratch" Perry. Осенью к нам приехал суровый металлический квинтет из Швеции Amon Amarth, а в начале декабря ждем кельтских панков Flatfoot 56.

Закрепился в Киеве "Квартал-Кон­церт" (входит в "Студию Квартал-95"), который пришел на столичный рынок, арендовав концертную площадку "Фридом". Их самый масштабный прошлогодний проект — украинский тур Тины Кароль в 30 городах, и в этом году — не меньший в 35 городах с ценой билетов от 170 грн до 1950 грн и пятью концертами в рейтинговом столичном зале "Украина" (это фактически, около 20 тысяч билетов).

Во время украинского тура Тина Кароль выступила в 30 городах

Проверка зрительских кошельков

Решая политику ценообразования, концертные агентства осторожно тести­ровал платежеспособность публики. Поднимать цены в три раза — пропорционально росту курса валют — было бессмысленно. В итоге цена билетов выросла в среднем вдвое. Так, в нача­ле 2016 года билеты на концерты в престижных залах стоили 1500-2000 грн, а для молодежной ауди­тории (залы с фан-зоной) — 400-800 грн.

Но в 2017 году цены на билеты начали подрастать, что связано со стабилизацией гривны и ростом зарплат. При этом киевские цены отличаются от средних по Украине.

В целом по рынку сейчас средняя цена билета — 300 грн, по Киеву — 500 грн, отмечают в Karabas.com. На международные проекты — от 30 до 50 евро (900-1500 грн).

"На хорошие проекты билеты покупают. Например, Стинг с сумасшедшими ценами за билет — по 10 тыс. грн, нормально продавался. Там и под 100 евро за билет зайдет", — замечает Максим Плахтий.

"Мы уже подбираемся к тому, что минимальный билет у нас стоит под 1000 грн — это $40 . По европейским меркам — это нормально, но для Украины цена начинает кусаться", — отмечает Юрий Гулевич.

Меняется отношение к выбору площадок, отмечает Плахтий. По его наблюдениям, снова стал интересовать организаторов концертов киевский Дворец спорта: "Почему? Потому что организаторы уже берут проекты дороже, с большими рисками. Если в предыдущие годы, минимизируя риски, уходили в меньшую стоимость артиста и в меньшие залы, то сейчас, видя возрастающий спрос, стараются собрать больший зал". По мнению Максима Плахтия, если все удачно пройдет, появятся стадионы — будет динамика вверх, если они обожгутся, будет возврат обратно к маленьким площадкам. То есть, сейчас как раз происходит понимание: сможет ли рынок из 2-3-тысячных залов, куда он ушел в пик кризиса, перескочить в 5-7-тысячные.

Россия сошла на ноль

Если в 2013 году 60% украинского концертного рынка делали российские исполнители, то в последний год доля концертов россиян — не более чем 5%.

Организаторы предпочитают не рисковать. Артиста могут завернуть на украинской таможне, так как он в "черном списке" из-за выступлений в Крыму. Так случилось с "Крематорием" или Дельфином (Андреем Лысиком), не попавшим на Atlas Weekend.

Правила для выступлений российских артистов еще более ужесточились: недавно принят закон об особенностях организации и проведения гастрольных мероприятий в Украине при участии граждан страны-агрессора. Он обязывает организаторов за 30 дней до начала гастролей подавать в СБУ запрос "на получение информации о наличии или отсутствии законных оснований для недопущения гражданина страны-агрессора для участия в данном мероприятии". Не допускается проведение гастрольных мероприятий, которые популяризируют или пропагандируют государство-агрессора и его органы власти, оправдывают оккупацию территории Украины.

Сошедших на нет российских исполнителей отчасти заменяют иностранные: Алессандро Сафина, Стинг, Патриция Каас, Крис Норман, Тото Котуньо. Но только отчасти.

Собирая дворцы

Освободившаяся ниша — шанс для украинских артистов.

Один из самых успешных — Олег Винник, стабильно раз в полгода соби­рает аншлаги во Дворце "Украина". "Но мы можем говорить, что уже есть молодняк, собирающий Дворцы спорта, о чем они два года назад и не мечтали, — замечает Юрий Гулевич. — Это Макс Барских, Монатик. Артисты работают очень сильно и за ними стоят мощные команды. И вот результат".

Первый сольный концерт Монатика во Дворце спорта в Киеве

Удачной была эта весна для ONUKA. Ната Жижченко сразу после выступления этой весной на "Евровидении" в качестве приглашенного гостя, ворвалась в чарты европейских стран. Мини-альбом Vidlik возглавил электронные чарты iTunes в Британии, Германии, Польше, Нидерландах, Дании и Швеции, а также стал вторым в Бельгии, третьим во Франции и Швейцарии и четвертым в Австралии.

По информации Karabas.com, сегодня 75% продающихся билетным агентством меро­приятий — это украинские исполнители или проекты.

Способствовало этому введение языковых квот на радио и телевидении. Радиостанции, выполняя положение о квотах, требуют все новых и новых украинских исполнителей. "Создана некая потребность, которая начинает закрываться, — говорит Максим Плахтий. — Да, это может быть сделано качественно или некачественно, быстро или медленно, но это есть. Соответственно, появляются компании, которые собирают творческих людей, создающих востребованные проекты".

Выступление Onuka на Евровидении-2017 в качестве приглашенного гостя

В Украине спрос на качествен­ные музыкальные проекты уже превышает предложение, констатируют игроки рынка. Возглавняет список успешных "Океан Эльзы" — пока никто другой не способен собирать стадионы. Затем вспоминают рекордные гастроли Тины Кароль, группы Onuka, The Hardkiss, "Неангелы", "Время и стекло", Pianoбой и "Антитела", которые дали 29 концертов за полтора месяца. Все эти артисты интересны аудитории 18-35 лет и, что важно, способны собрать полные залы не только в сто­лице, но и в других крупных городах.

"Наступает активная фаза развития музыкального рынка в стране. Группы, которые раньше были в тени западных и российских артистов, наконец-то, замечены. Они начинают создавать шоу и сильный контент. Их сборы на концертах показывают, что спрос на это есть. У многих артистов по сравнению с прошлым годом выросла аудитория", — отмечает Дмитрий Сидоренко, организатор фестиваля Atlas Weekend. По его словам уже немало украинских команд способны собрать тысячу зрителей. "Думаю, еще два-три года, и у нас появится еще несколько групп, способных собирать дворцы спорта. Посеяны зерна, они прорастают", — прогнозирует он. .

Спасительные мюзиклы

Еще одно успешно развивающееся направление отечественного шоу-бизнеса — мюзиклы. Компания "Альянс-Шатро", осторожничая с импортными артистами, решила развивать продю­серское направление. Почти год шли репетиции "Рок-симфонии" (каверы мировых рок-хитов в исполнении симфонического орке­стра, хора и рок-бэнда). Получил­ся полностью местный продукт, дорогой, но не несущий валютных рисков. И, как показала практика, способный соби­рать полные залы не только в столице, но и в регионах. Коллектив уже готов к зарубежным гастролям. В "Альянс Шатро" подсчитали, что проект себя окупит, даже если возить с собой оркестр, а это более 100 человек. Пока в планах стоят страны ближние зарубежья — Польша, Беларусь, Молдова. Туда коллектив готов отправится с гастролями хоть завтра. Но поскольку основу репертуара составляют мировые хиты, встал вопрос с получением лицензии. А это длительный процесс.

"Рок симфония" — это каверы мировых рок-хитов в исполнении симфонического орке­стра, хора и рок-бэнда

"Альянс-Шатро" продолжает продвигать концертный вариант "Нотрдам де Пари". Это тоже полностью украинский продукт. С 2017 года запущен новый проект в проверенном ими форма­те: "Моцарт", концертная версия рок-оперы. Причем, половина состава — украинские артисты, вторая половина — французские. Но все идет к тому, что в следующем году будет МоцартНаш.

Видимо, вдохновившись примером коллег, одесситы из "Пале-АРТ" с нуля сделали мьюзикл "Дракула Влад". Сначала обкатали его в Одессе, а в Киеве замахнулись сразу на два концерта в Октябрьском дворце.

Весь прошлый год развивал свои шоу продакшн StarLight Entertainment, входящий в медиагруппу StarLightMedia. На ВДНХ прошли масштабные проекты "Дім таємничих пригод", "Зимова країна", "Країна розваг", "Вартові мрій". Зимой 2017 года команда продолжила делать шоу "Вартові мрій". А вот "Зимова країна" оказалась неоправданно дорогой, причем как для клиентов, так и для создателей. Ее решили не повторять, рассказал Евгений Мушкин, экс-директор StarLight Entertainment, а сейчас руководитель "Экспоцентра Украины" (ВДНХ).

Максим Плахтий уверен, что будущее связано с коллаборациями: "Мы видим, что это мировая тенденция, и она уже идет к нам. Будущее за производителями контента, а не за ретрансляторами".

"Все ретрансляторы сначала начинают бороться за контент, а потом участвуют в его производстве. И я не исключаю, что и мы, как билетный оператор, тоже займемся контентом, или будем привозить исполнителей сами. Потому что нам важно, чтобы сюда приехал качественный артист, и мы будем в этом активно участвовать или работать с кем-то в связке", — отмечает Плахтий.

Большой потенциал для роста заложен в нише концертов на основе стихов, песен, джаза. Такие проекты делают "Світло концерт" и "Марко Концерт". Кроме того, стоит отметить оживление в организации джазовых концертов. Киевский Caribbean Club проводит ежемесячные концерты "Джаз с Алексеем Когном" и "Джазовые ринги с Деннисом Аду".

Тормоз — отсутствие площадок

Самая большая проблема, о которой говорят и промоутеры, и артисты, — отсутствие современных концертных площадок в Украине. Если с хорошими залами проблематично в столице и городах-миллионниках, то в районах — тем более.

Тарас Тополя, фронтмен группы "Антитела", которая вернулась из полуторамесячного "Солнце-тура" по Украине, описал свои впечатления так: "Наши Дома культуры не приспособлены для больших концертов. Современная индустрия развлечений в районных центрах — настоящий трэш. Сцена, аппарат в ужасном состоянии. Недостаточно мощных электросетей. С акустическими концертами еще можно выступать, с электрическими — нет".

Группа "Антитела" во время гастрольного тура дала концерты в 29 городах

Если бы в Одессе и во Львове были современные площадки, то туристы ездили бы туда еще и ради концертов, замечает Максим Плахтий : "Днепр сейчас стал центром востока Украины и почему там нет качественной концертной площадки — непонятно".

Кроме того, он обращает внимание на такой момент: когда украинские организаторы делают предложение зарубежному артисту "Приезжайте к нам в Киев", тот отвечает: организуйте гастроли хотя бы в трех городах. Но у нас только в Киеве есть соответствующая площадка. "А россияне ему предлагают девять городов. Вопрос: куда артист поедет?", — задает риторический вопрос эксперт.

Вперед, на запад!

Максим Плахтий считает, что уход из-под влияния Москвы ведет к переформатированию всего концертного рынка. Ситуация заставляет игроков нарабатывать новые компетенции. Например, если еще недавно букинги были московские, то сейчас уже появляются украинские. Все организаторы начинают приобретать международную компетенцию.

То же происходит и с украинскими артистами. Отечественным исполнителям необходимо где-то выступать с новыми программами. "Можно сделать два тура, дальше что? — говорит Максим Плахтий. — Вы же не можете гастролировать пять раз по тем же городам. Ехать в Российскую Федерацию? Ну, кто-то ездит, кто-то не ездит. Соответственно, возникает вопрос: что дальше? Поэтому вопрос о раскрутке на других территориях сегодня супер-важен, и на это есть очень большой спрос. Когда-то мы говорили, что это тенденция, а теперь уже — острая проблема для артистов".

Стоит отметить еще один важный момент — антироссийские санкции. Поскольку Англия и Америка — основные игроки на рынке шоу-бизнеса, промоутерские компании ограничивают работу с российским бизнесом. И если раньше зарубежных исполнителей в Украину привозили россияне, то сегодня этот канал перекрывается. Соответственно, украинские промоутеры становятся более самостоятельными в налаживании связей с иностранными агентами. Если раньше иностранцы обращались к нашим артистам через Москву, то сегодня — напрямую: мы вас послушаем, покажите что у вас есть.

В ближайшем будущем наши агентства начнут создавать подразделения в Европе. Например, о создании офиса в Германии, в Израиле задумываются в "Квартал-концерте".

Автор: Владимир Гладских