Студенты Могилянки выйдут на защиту скандального "Украинского тела"

В Киево-Могиянской академии закрыли Центр визуальной культуры. Это стало вторым репрессивным шагом администрации вуза, две недели назад со скандалом закрывшей "порнографическую" выставку "Украинское тело". Реакция студентов — выйти на акцию протеста

В понедельник, 27 февраля в 13.00 перед 1 корпусом Киево-Могилянской академии по ул. Сковороды, 2 пройдет акция протеста против цензуры ученого совета академии против Центра визуальной культуры (ЦВК; автономная арт-институция в составе вуза). Студенты, сотрудники центра и художники потребуют от президента академии отменить решение ученого совета о приостановке работы ЦВК и открыть выставку "Украинское тело".

При этом, если Сергей Квит, инициатор закрытия и выставки, и центра, упирает на "порнографию", то организаторы "Украинского тела" и художники считают, что защитой морали прикрывают "акт цензуры".

Выставка "Украинской тело" просуществовала в центре всего несколько дней. Закрыта она была президентом академии Сергеем Квитом лично — причем, в прямом смысле: придя на выставку он запер двери галереи и унес ключи с собой.

Его реакция на увиденное — "Это не выставка, а дерьмо" — моментально разошлась в интернете. Были и письма международных партнеров в защиту выставки. Тем не менее, вчера ученый совет принял решение приостановить работу центра с формулировкой "в связи с несоответствием статусу научного подразделения НаУКМА".

"Мое порно — мое право!"

И если Оксана Брюховецкая, куратор выставки "Украинское тело",и один из ее художников, считает, что многие из работ поднимают горячие социальные темы,то Сергей Квит отрицает в увиденном какой-либо концеп. Это лишь "разрозненный набор порнографических изображений", написал он в "Фейсбуке",

"По моему мнению, такая цель не может реализовываться в университете, в котором, к тому же, учатся несовершеннолетние, — уверен президент Киево-Могилянки. — Порнография имеет определенный спрос, но общепринятая на Западе законодательная практика направлена ​​на ее "адресное" потребление. Пропаганда такого рода права вообще не может считаться нормой".

На эту сентенцию его навела декларативная надпись "Мое порно — мое право!" на графике Анатолия Белова, где изображены обнаженные люди, фотографирующие себя в зеркале. Эти работы были сделаны художником еще в 2009 году как ответ на закон о запрете хранения порнографии, который власти при желании легко могут использовать в борьбе с инакомыслием.

Но выставка была еще и своего рода экспериментом художников, лабораторией, в которой опыт проводился над каждым посетителем, в том числе над Сергеем Квитом.

"То, что он сумел из всего спектра социальной и политической проблематики, представленной на выставке, отреагировать только на "брутальные изображения", — очевидно, "брутальными" ему показались изображения половых органов, — для украинского общества является чрезвычайно симптоматичным", — утверждает куратор Леся Кульчинская. При этом она согласна, что некоторые работы можно расценивать как брутальные, Но тут же добавляет, что , но расценивать их таким образом следует лишь в качестве ответа на брутальность социальной действительности.

Некачественный и ненужный эпатаж

А вот Александр Щелущенко, известный куратор, владелец галереи "Цех", поддереживает Сергея Квита в его возмущении вульгарностью и не нужной, некачественной эпатажностью выставки. По его мнению ее просто не надо было допускать.

"Никто не запрещает этим творцам делать выставку в своих гаражах. Но идти в Киево-Могиляескую академию с упоминанием символики, герба, отсылок к какой-то иронии и сарказму над украинским телом — это несколько вульгарно и не уместно. То есть уже не вкусно издеваться над нашей страной и над нашими убогостями.

Он утверждает, что на каждый объект выставки можно найти миллион таких уже сделанных в Китае, Европе. Японии. "Это чепуха просто", — такова оценка увиденного Александром Щелущенко. — Хотя, от закрытия выставки эта любимая местными кураторами тусовка приобретает некий статус оппозиционности".

Верховная Рада и порнография

Нашими цензорами руководит совсем не мораль, замечает один из участников проекта "Украинское тело" Никита Кадан (недавно международное жюри присудило ему победу в конкурсе украинских молодых художников, организованным Фоном Виктора Пинчука). "Все проще — приступ паники и негодования при виде половых органов или их изображения и стремление скорее прикрыть беспокоящий объект. То же самое, но гораздо сильнее — если половые органы соседствуют с национальной или религиозной символикой. Попытки осмысления и аргументация в духе "это было сделано ради несовершеннолетних" приходят уже потом"- пишет он в комментарии на top10.ua.

В данном случае такой "национальной символикой" стала Верховная Рада. Видео с заседаний ВР провокативно совмещены в одном объекте с изображением вагины.

Такое тесное соседство устроено специально для того, чтобы спровоцировать зрителей на вопрос: какой из этих двух процессов более непристоен и доколе будет продолжаться "порнография" на заседаниях Верховной Рады, кстати, доступных для просмотра любому несовершеннолетнему?

Реакция Сергея Квита только подтвердила актуальность работы Ридного, считает куратор выставки Леся Кульчинская, ведь по ее словам "жест Николая Ридного состоял в том, чтобы заставить зрителя задуматься над тем, в какое русло действительно стоит направлять свое негодование".

Бурное обсуждение — продолжение проекта

Это важно особенно сейчас, когда из-за ухудшающихся жизненных условий начинает расти спрос как на ультралевые, так и на ультраправыеидеи. Потому властям выгодней переключить энергию людей на какую-то бессмысленную идеалистическую борьбу. Например, за ту же общественную мораль или против гомосексуальной пропаганды, считает Александр Володарский, участник проекта "Украинское тело".

Он отлично знаком с последствиями цензуры. В 2009 году художник попал в тюрьму за то, что имитировал вместе с подругой половой акт под стенами Верховной Рады. Это была акция в знак протеста против деятельности Национальной комиссии по морали.

На выставке "Украинское тело" Володарский представил объект "Красная жидкость в зеленой бутылке": бутылку из-под минеральной воды наполненную красной жидкостью (возможно, кровью). Что хотел этим сказать пояснил так: "Как через зеленое стекло не видно цвета крови, так и любое наказание является политическим в своей основе, точно так же, как и любое преступление — дитя политики".

Несмотря на том, что мнения о качестве выставки разделились, "бурное обсуждение вокруг данного прецедента можно считать полноценным продолжением самого проекта, — считает Андрей Мерхель ("Зеркало недели") . По его мнению эта история, очень важная и показательная история: искусство, пусть и через скандал, подтверждает, что таки может быть влиятельным общественным механизмом. Он надеется, что поддержка художников известным куратором Дэвидом Эллиоттом, что вывело проблему на международный уровень, поможет сделать правильные выводы.

О возвращении цензуры и автократии, к которым вплотную приблизилась Украина за два года президентства Януковича — в интервью Мирослава Пововича.