У нас есть 20 художников поколения 90-х, чье творчество - мирового класса: художник и куратор Александр Клименко

Выпущен новый арт-каталог «20 лет присутствия». Для Delo.ua художник и куратор Александр Клименко оценил этот проект и назвал реальные цены на работы отечественных авторов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Delo.ua попросило художника и куратора Александра Клименко ответить на несколько вопросов о том, что происходит сегодня на украинском арт-рынке. Поводом для разговора стал выход нового художественного каталога. Он называется  "20 лет присутствия" и в нем опубликованы работы 20 знаковых отечественных художников.

Тема каталога Александру Клименко, организатору легендарного сквота "Парижская коммуна", оказалась близка, так как он был автором идеи  нескольких масштабных  проектов.

"Искусство Украины 20 века". (350-страничный каталог вышел в 1996 году тиражом 10 тыс. экземпляров)

 "100 художников периода Независимости" (500-страничный каталог вышел в 2009 году тиражом  5 тыс. экземпляров

Альбом к проекту "Воля к Безмерному. Киев - Париж. Украинское современное искусство" (380-страничный альбом, в котором были представлены ведущие украинские художники и философы, вышел в 2008 году)

А его мнение о реальных и дутых ценах и именах на украинском арт-рынке базируется на опыте консультирования нескольких крупных бизнесменов по подбору коллекции современного искусства. Основные рекомендуемые им авторы: Цаголов, Тистол, Савадов, Ройтбурд, Сидоренко, Скугарева, Маценко, Маков.

Кому нужны каталоги и какие? Ваша оценка каталога "20 лет присутствия"?

"20 лет присутствия" - профессиональный каталог, качественно изданный по всем параметрам, представляющий серьезный и аргументированный экспертный отбор художников.

Он будет полезен всем, кто интересуется современным искусством. Уверен, что он  будет представлять Украину с лучшей стороны. Сегодня это самый удачный и точный проект.

И если сравнивать его с недавно вышедшим каталогом "Незалежні" ( был подготовлен к одноименной выставке в Мыстецком Арсенале), то последний напечатан на более дешевой и тонкой бумаге, маленького бюджетного формата - он выглядит малоубедительно. Но самый главный недостаток проекта "Незалежні" - слишком много слабого искусства. Рядом, как бы равнозначно, находятся глубокие и серьезные художники с высочайшим европейским качеством искусства  -  например, Саша Гнилицкий, Олег Тистол, Вася Цаголов, Витя Сидоренко, Арсен Савадов  -  и никому не известные молодые авторы с совершенно аматорским и маргинальным творчеством.

Про "дунькин" авангард

Увы, много такого, что нельзя назвать иначе, кроме как "дунькин" авангард. Вообще, такое впечатление, что многие, особенно молодые художники заранее готовы к особенному пониманию искусства: что это просто некая деятельность, способ тусоваться, быть крутым, продвинутым и современным. Как будто им нечего и незачем говорить, и все, что они делают,  это внимательно смотрят и быстро повторяют то, что делают на вожделенном Западе.

А как по мне, если делать искусство, не веря в него и не имея что сказать, получается туфта, только внешне похожая на что-то настоящее.

Кураторам нельзя делать базар

Кураторам нельзя делать базар, потому что все превращается в неразличимую кашу такого себе вторичного, посредственного и невыразительного искусства, типа польского или венгерского. Знаете, такое искусство, которое слишком старательно и плохо подражает западному. А подражая, подсматривая, нельзя создать сильное искусство. Нужно сначала быть личностью, быть собой. А так получается, что совсем немного хорошего среди серости. Увы, как раз так и выглядит проект "Незалежні".  

А ведь у нас есть 15-20 художников из поколения 90-х, чье творчество - мирового класса, совершенно самобытное, мощное и самодостаточное. И получается, что неудачно изданный каталог представляет нас не только не лучше, а наоборот, хуже, чем наше искусство есть на самом деле.

А каталог "20 лет присутствия" показывает нас достаточно достойно и солидно.  Я за то, чтобы появились очень дорого, и главное, профессионально изданные 500-страничные каталоги 20-30 лучших наших авторов и, конечно, отличные персональные альбомы именно тех 10-15, кто этого достоин.  

Вообще разных каталогов должно быть много, обязательно должен быть издан 2-3-томник серьезного исследования уникального времени - периода легендарной «Парижской коммуны».



2.  Что на сегодня происходит с ценами на украинских художников?

С ценами на современных украинских художников происходит одна очень простая вещь - в основном произведения хороших авторов сильно недооценены. Большинство ведущих экспертов утверждают, что ситуация на рынке современного украинского искусства напоминает процессы на рынке недвижимости, происходившие в конце восьмидесятых.

Все, кто тогда купил недвижимость в той обстановке полной неопределенности (только вспомните купоны, братков в спортивных штанах, тотальную нищету), сегодня понимают,  что сделали очень выгодные вложения. Причем реальный последующий рост цен на элитную недвижимость в центре Киева многократно превзошел даже самые смелые прогнозы.

То же самое, уверен, произойдет и с ценами на картины тех 10-15 авторов, в которых есть смысл инвестировать.

Причем, как доказывает вся история искусства, самыми дорогими в будущем точно окажутся не те, кто сегодня наиболее раскручен и популярен.

Если я кому-то еще в 1989 году рекомендовал приобретать немодных и не очень понятных Тистола или Цаголова, то это стоит денег сегодня и еще больше будет стоить в дальнейшем. Потому что это талантливое, серьезное и честное искусство. Точно так же и сейчас есть дутые звезды, мастера эпатажа даже в так называемом contemporary art. Есть искусственно нагнанный спрос на нескольких авторов с национальной тематикой. Поэтому нужно покупать хорошее и качественное искусство за реальную цену. Может быть, посмотреть, кто в пуле лучших, но при этом еще не очень раскручен, на кого галеристы не надули цены.

3. Как делается ценообразование в цивилизованном мире - на цивилизованном рынке и какая специфика у нас?

Ценообразование у нас, конечно, пока все еще стихийное. Но в любом случае, нужно понимать, что во всем мире современные, ныне живущие хорошие художники уверенно продаются по ценам больше $100-200 тысяч. На лучших цена составляет несколько миллионов за знаковое произведение.

Яркий пример - 49-летний Нео Раух, очень серьезный и глубокий автор, цены на которого постепенно, но очень уверенно растут и уже дошли до миллиона долларов. А дальше он будет стоить и больше только потому, что это Искусство с большой буквы.

Люсиан Фрейд например, Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Киффер, Эрик Булатов, Файбисович или Питер Дойг - это очень глубокая философия и высочайший профессионализм. Эти люди реально по-настоящему  жили  искусством всю свою жизнь.

А вот цены на циркачей и жонглеров - международных бизнесменов от искусства Кунса или Херста - могут очень сильно упасть. Потому что они манипулятивны, раздуты и не соответствуют качеству их творчества.

Так же и у нас. Останутся в истории яркие и мощные личности, мудрецы, философы, которым есть что сказать миру и которые искренне верят в миссию искусства.
В Украине за несколькими исключениями, когда называются необоснованно задранные цены от $30 тысяч  до $100 тысяч, нормальными сегодня являются цены $10-15 тысяч за картину среднего формата и до $30 тысяч за большой холст или программную старую работу. Соответственно - $5-7 тысяч за графику большого размера или небольшую картину известного автора, прошедшего экспертизу ведущих западных аукционных домов Sotheyby's, Phillips de Pury.

Точно не стоит особенно гоняться за теми, кто прямо сегодня на слуху, остро моден и кто называет ничем не подкрепленные цены. Возможно, это просто пузырь, который лопнет, тем более когда мы, профессионалы, хорошо знаем, что недавно этот автор продавался по $5-7 тысяч, а сейчас откуда-то появилось $20-30 тысяч евро и больше. Кто-то просто решил его раскрутить и заработать.

Всегда нужно в первую очередь смотреть на качество искусства, а не на быстро проходящую моду. А главное - анализировать, есть ли за искусством серьезная и глубокая идея, философия или энергия, радость жизни. Личность ли художник, есть ему что сказать и насколько современен его язык и мышление. Потому что только такое искусство остается.