У румынской "Позы эмбриона" — "золотой медведь" Берлинале, а у боснийского цыгана — "серебряный"

Берлинале считается самым политически заангажированным кинофестивалем, а еще — трамплином для артхаузного кино. Награды этого года — лишнее тому подтверждение
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Главный приз международного жюри 63-го Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь" достался создателям румынского фильма "Поза эмбриона".

"Золотой медведь" у румынской семейной драмы

Режиссер Калин Петер Нетцер поставил насыщенную сильными страстями и социальной критикой семейную драму. Молодой парень из богатой семьи сбил насмерть машиной деревенского мальчика, перебегавшего через шоссе. Мать парня, которому грозит тюремный срок, бросает все дела, чтобы спасти сына от тюрьмы. Актриса Луминица Георгиу выразительно воплощает волевую, умную и циничную женщину, играющую по правилам общества, где коррупция — норма, сообщает "Голос Америки".

Картина о властной матери и стремящемся вырваться из-под ее опеки сыне получила еще одну награду — приз жюри международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Фаворитами нынешнего Берлинале были также чилийская лента "Глория" и "Рай: Надежда". То, что главная награда досталась румынам, заставило немецких критиков сетовать на "восточноевропейский оттенок" нынешнего фестиваля. Подлило масла в огонь и то, что ни одного "медведя" не получил фильм, созданный в Германии.

Румынский режиссер Калин Петер Нетцер с главным призом Берлинале — "Золотым медведем"

Гран-при — у "Эпизода из жизни сборщика железа" (Босния и Герцеговина)

Зато восточноевропейскому фильму достался Гран-при международного жюри под председательством Вонга Кар-Вая. "Серебряного медведя" за документальную ленту "Эпизод из жизни сборщика железа" увез в Боснию и Герцеговину режиссер Данис Танович.

Эта жесткая история цыгана-работяги, пытающегося устроить в больницу свою истекающую кровью после выкидыша жену, стала триумфатором в Берлине благодаря и исполнителю главной роли Назифу Мужичу — непрофессиональному актеру. Цыган из Боснии и Герцеговины, сыгравший по сути самого себя, получил актерского "Серебряного медведя".

Глава цыганского семейства, едва сводящего концы с концами, живущего сбором лома на автосвалке поблизости, признался, что ему было не так просто согласиться на это предложение. "Я осознавал, что вместе со мной будут снимать мою жену, семью, деревню, в которой люди и так устали от назойливых журналистов и фотокамер. Я понимал, что они будут выпытывать детали съемок и вряд ли спросят, на что мы живем и есть ли у нас дома еда", — сказал он телевизионщикам.

Приз из принципа вручили "Закрытому занавесу" опального иранца

Награду за лучший сценарий присудили фильму "Закрытый занавес" опального иранского режиссера Джафара Панахи, созданный им вместе с Камбозия Партови.

За антиправительственную деятельность иранские власти запретили Панахи заниматься режиссурой в ближайшие 20 лет, а также ему нельзя выезжать за границу. Но с помощью своих коллег, рискующих очень многим, он продолжает делать фильмы. Эту картину, пусть и не самых высоких художественных достоинств, Берлин поддержал принципиально, считает корреспондент "Голоса Америки".

"Медведь" за "Уроки гармонии" уедет в Казахстан

.

Съемочная группа фильма "Уроки гармонии" на красной дорожке Берлинале: Анна Качко, Эмир Байгазин и Тимур Айдарбеков. Foto starslife.ru

Присуждение приза картине "Уроки гармонии" режиссера-дебютанта Эмира Байгазина из Казахстана стало настоящей сенсацией. Фильм, снятый казахами в содружестве с кинокомпаниями Германии и Франции, рассказывает в жесткой и одновременно поэтической манере о парнишке из провинциального поселка, которого терроризирует школьная банда.

Впервые казахский фильм был принят в конкурс Берлинале. И мало кто ожидал, что жюри во главе с гонконгским режиссером Вонг Кар-Ваем расщедрится на приз новичку. Когда со сцены Дворца фестивалей прозвучало имя оператора фильма Азиза Жамбакиева, зал, вместивший примерно 1600 гостей, взорвался овациями. Жамбакиеву вручен "Серебряный медведь" за выдающееся достижение в операторском искусстве.

Женский "медведь" у чилийки Паулины Гарсиа

Лучшая актриса — Паулина Гарсиа из Чили (фильм "Глория"). Foto ria.ru

В этом году Берлин увидел много сильных женских ролей. За звание лучшей актрисы боролись Луминица Георгиу из "Позы эмбриона" и Жюльет Бинош, сыгравшая художницу с печальной судьбой Камиллу Клодель в одноименном французском фильме. Среди претенденток была и 13-летняя Мелани Ленц из последней части трилогии австрийца Ульриха Зайдля "Рай: Надежда" — одного из сильнейших фильмов конкурсной программы. Но достался актерский "медведь" Паулине Гарсиа, блестяще сыгравшей в чилийской мелодраме "Глория" Себастьяна Лелио.

Эта лента по рейтингу критиков и реакции публики была безусловным фаворитом Берлинале. Трогательная, пронизанная юмором история поиска счастья 58-летней разведенной женщины, живущей отдельно от уже взрослых детей.

Приз за лучшую режиссуру — у "Повелителя лавин"

Настоящим сюрпризом стал "медведь" за лучшую режиссуру, присужденный американцу Дэвиду Гордону Грину за ленту "Повелитель лавин". Он снял остроумное и лиричное "роуд-муви" про двух молодых ребят, размечающих дорогу в лесной глуши и при этом непрерывно выясняющих свои непростые отношения.

Приз за "открытие новых путей в кино" имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра получил фильм "Вик и Фло увидели медведя" канадского режиссера Дени Коте о злоключениях вышедшей из тюрьмы немолодой лесбиянки.

Звезды остались без "медведей"

И еще один удивительный итог Берлинале-2013 отмечают киноэксперты. Впервые за много лет на "красной дорожке" фестиваля отметилось так много знаменитостей: Джуд Лоу, Кэтрин Зета-Джонс, Стивен Содерберг, Гас Ван Сент, Катрин Денев, Джеймс Франко, Изабель Юппер и многие другие. Но никому из длинного звездного списка не посчастливилось в этом году получить награду.

Несмотря на политическую и социальную "заточенность" Берлинале, Голливуд активно использует фестиваль для раскрутки на европейском континенте крупнобюджетных проектов. Среди таких коммерчески ориентированных показов были оскаровский номинант — мюзикл "Отверженные" Тома Хупера, фильм "Побочные эффекты" Стивена Содерберга — участник основного конкурса, анимационная лента "Семейка Крудс".

Российская картина Бориса Хлебникова "Долгая и счастливая жизнь", участвовавшая в основном конкурсе, также осталась без наград. История конфликта фермера с местными властями-бандитами получила невысокие оценки фестивальной критики.