Убедительная пустота: о фильме "Соло. Звездные войны. История"

Убедительная пустота: о фильме "Соло. Звездные войны. История"
С 24 мая в прокате идет совершенно необязательный фильм Рона Ховарда "Соло. Звездные войны. История", замечает кинокритик Сергей Васильев

Его университеты

Фильм размещен в пространстве вселенной космической оперы Джорджа Лукаса "Звездные войны" и рассказывает о юных годах Хана Соло, одного из главных ее персонажей (кстати, впервые он появился на экране 41 год тому назад, когда 25 мая 1977 года вышел дебют долгоиграющей истории). В ленте показаны криминальные "университеты" молодого Хана, его встреча с волосатым гигантом Чубаккой и (при)обретение знаменитого космического корабля "Тысячелетний сокол".

По законам вестерна

Также представлена история первой любви героя. Хан жадно стремится освободить из криминального рабства Киру (Эмилия Кларк) и чтобы получить необходимые средства, принимает участие в рисковом ограблении поезда, перевозящего космическое топливо, а потом — в еще одном грабеже, еще более зрелищном и опасном. События развиваются по законам вестерна, в котором никому нельзя доверять и необходимо стрелять первым: окраинный мир Дикого Космоса выглядит таким же заброшенным, нелюдимым и запыленным, как американский Дикий Запад.

Кривое зеркало

В ленте дотошно представлено становление характера, который Харрисон Форд, играя "оригинального" героя, мастерски передавал сдержанной ухмылкой, междометиями и ироничным взглядом. Молодого Хана воплощает малоизвестный артист Олден Эренрайк. С ним весьма тщательно работали, чтобы его ужимки максимально походили на мимику Харрисона Форда. И за два часа экранных приключений молодому актеру удается несколько раз ухватить искомый образ за бороду, волшебно попадая в ноты. Но чаще он выглядит раздавленным задачей, зажатым, напряженным. От этого страдают наиболее эмоциональные сцены ленты.

Театр одного актера

Если Олден Эренрайк отражает главного героя в кривом зеркале, то Дональд Гловер свою роль пропускает сквозь увеличительное стекло. Образ широко-улыбчивого собственника "Тысячелетнего сокола" Лэндо, соперника-соратника Хана, он обустраивает с ироничной уверенностью (даже самоуверенностью) и показательной расслабленностью. Умножая ранее заявленные черты персонажа — азарт, позерство и любвеобильность, — Дональд Гловер превращает каждое свое появление на экране в спектакль одного актера, ценный сам по себе. И авторы щедро, а порой — чрезмерно щедро, позволяют это ему.

Революция роботов

Все потому, что создаваемый образ является одним из главных источников комедии ленты. Вторым же ее ключом становится робот-помощник Лэндо (что традиционно для картин вселенной "Звездных войн"). Этого персонажа авторы наделяют женским полом и громкими революционными речами на темы, актуальные для современной политической повестки дня. Впрочем, борьбу за равноправие в "Соло" ведут не только роботы. И представляют ее не только смешно. Она тяжеловесным катком проходит по образу Киры, придавая ему демонстративную неоднозначность.

Старомодная эффективность

"Демонстративную", поскольку профессионально (ремесленно) прямолинейная режиссура Рона Ховарда позволяет себе эксцессы "недопонимания" лишь тогда, когда их предполагает развитие сюжета. Режиссер, которого позвали работать над "Соло" в разгар съемок, когда стало понятно, что Фил Лорд и Кристофер Миллер не справляются с постановкой масштабного проекта, рассказывает историю максимально эффективно и пользуется при этом преимущественно теми приемами, которые предложил Джордж Лукас четыре десятка лет назад. Он не раскачивает лодку традиции "Звездных войн", пытаясь, во что бы то ни стало, удивить новизной, но довольствуется тем, что размеренно правит ей, идя проложенным маршрутом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Юмор с кровью: о фильме-комиксе "Дэдпул 2"

Тусклая радость

Фильм чередует зрелищные перестрелки и комедийные дивертисменты, напряженные гонки в космосе и камерные проявления чувств, оттеняет жертвенность горьким предательством, а личные невзгоды героев — глобальной несправедливостью мира, в котором они существуют. И показательно сентиментально разбивает их сердца, используя хорошо известные зрителям "Звездных войн" приемы, облеченные в технологически совершенные одежды компьютерной графики. Проблема заключается в том, что "Соло" ориентируется именно на тех, кто эти приемы хорошо изучил. Предлагая им находить тусклую радость в узнавании деталей старого конструктора, не объяснив толком, зачем вообще было его заново собирать.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram