- Категория
- Life
- Дата публикации
Украинские парадоксы и индийские боги в PinchukArtCentre
выставочный сезон 2010 года в PinchukArtCentre решили двумя персональными выставками: "Украина" Сергея Браткова и "Вера имеет значение" Субодха Гупта. Еще одна новость - в 2010 году партнером PinchukArtCentre стал международный бренд Nemiroff.
Приверженцы арт-центра, как всегда ожидающие от его кураторов чего-то необычного, получат эксклюзив и на этот раз. Прежде всего "Вера имеет значение" станет первой в Восточной Европе персональной выставкой набирающего мировую известность индийца Субодха Гупта. Кроме того, на выставке будет показано четыре новые скульптуры и девять новых картин, которые художник создал специально для этого проекта.
Впервые состоится в Украине и столь масштабная персональная выставка фотохудожника Сергея Браткова, экс-харьковчанина, а ныне москвича. Как рассказал сам художник, предложение о персональной выставке он получил от создателя арт-центра Виктора Пинчука еще 4 года назад в Венеции, на Венецианской биеннале. "Вот, наконец, доехал", - улыбается он. Его проект состоит из двух частей. "Первая – это книга, которую я сделал, проехав по Украине, и куда вошло 56 фотографий", - рассказал Братков. И еще около 70 работ - фото, видео, инсталляции - составили выставку "Украина", которая разместилась на 4-м и 5-м этажах PinchukArtCentre.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaФотокамера путешественника зафиксировала такие парадоксальные картинки нашей родины, как футбольное поле на склоне холма (работа "Игра под углом"). Один из любимых приемов Браткова, которые он демонстрирует на этой выставке, - провокация зрителя. Такая история с провокацией скрывается, например, за фотографией "Вулканоиды". На ней огромная женская фигура, вымазанная грязью и с какой-то помятой пластиковой бутылкой в руках, радостно бежит навстречу зрителю. Оказалось, несколько лет назад путешественника Браткова занесло в экс-колхоз "За победу", что на Азовском море. И там он обнаружил удивительную предприимчивость местных жителей, заключающуюся в создании своеобразного SPА-курорта. Как оказалось, в колхозе издавна существовал "грязевой вулкан" – яма, наполненная морской грязью, куда десятилетиями сбрасывали мусор. А теперь отдыхающие на Азовском море с удовольствием барахтаются в этой грязи, веря в ее лечебные свойства, и их радость не портит даже всяческий мусор, прилипающий время от времени к телу. "Меня поразила массовость и непосредственная радость этих людей, - вспоминает Сергей Братков. – И я решил сделать псевдонаучный фильм о пользе лечения грязью". На отснятое видео он положил текст в стиле фильмов "хочу все знать" и попросил прочитать написанное бывшего диктора центрального телевидения. В результате получилась социальная провокация, такое себе кино о нас, просматривая которое, невозможно не смеяться. А уж наивно или саркастически – зависти от зрителя. Есть на выставке "Украина" и более жесткие вещи. Например, инсталляция "Дневник Чикатило" - попытка понять психологию маньяка.
Фотохудожник Сергей Братков рассказывает как он снимал проект "Вулканоиды"
Совсем на другом языке говорит Субодх Гупта. Его инсталляции и скульптуры - концептуальный поп-арт. Но общее у него с Братковым - стремление "отзеркалить" действительность. Интересно, что метафору "отзеркаливания" Гупта передает напрямую в своей инсталляции "Только один завтрак". В качестве материала для произведения художник использовал блестящую никелированную кухонную утварь - несколько сотен кастрюль, тарелок, ковшей. "Именно такими предметами пользуются каждый день 90% жителей Индии. Так что тарелка - это символ завтрака, вот только часто у бедных людей нечего положить на эту тарелку", - так объяснил социальный подтекст своей работы автор.
В Индии, стране с миллиардным населением, современных художников тем не менее насчитывается не более двадцати. Субодх Гупта - один из самых известных. И даже не столько в Индии, сколько в мире. На Венецианской биеннале 2007 года невозможно было не заметить его работу - огромный череп из кастрюль, выставленный на Гранд-канале, на фасаде Центра современного искусства Франсуа Пино. При этом сам художник родился в простой семье, не имеющей отношения к искусству - его родные были железнодорожниками. Индийские символы и традиции – основа его творчества. Это их трансформацию отслеживает художник в своем "Космическом бое" - скульптуре с 10-рукой богиней Дурге, побеждающей зло.
Выставка открыта с 23 января по 21 марта.