Украинский вектор: что стоит увидеть на фестивале Docudays UA на этих выходных

Украинский вектор: что стоит увидеть на фестивале Docudays UA на этих выходных
23 марта открывается фестиваль документального кино Docudays UА. Он продлиться до 30 марта. Самые яркие фильмы, прежде всего — украинские, отметил кинокритик программы Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

15-ый Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UА за последние годы стал, пожалуй, главным украинским кинофестивалем.

Новое, материальное свидетельство этого статуса — переезд фестиваля из Дома кино, традиционной, обжитой, но технически несовершенной его штаб-квартиры, в кинотеатры "Жовтень" и "Украина", где и будут демонстрироваться фильмы — в том высоком качестве, которое предполагали их авторы.

Зрительский интерес к фестивалю подстегнул многажды убыстрившийся темп социально-политических изменений, происходящих в Украине последние четыре года. Совпал он и со стремительным ростом украинского документального кино — в первую очередь, количественным (с качеством все было, в общем, и раньше довольно неплохо).

В рамках нынешнего фестиваля впервые состоится конкурс полнометражных украинских документальных лент. Еще несколько отечественных картин войдут в специальные программы Docudays UA. Именно на украинских фильмах, соединяющих безусловные художественные достоинства и "бонусную" локальную актуальность, сделан акцент в этом обзоре.

"Дельта" 

режиссер Александр Течинский, Украина, Германия

Суббота, 24 марта, 21:15, кинотеатр "Украина", Красный зал

DELTA teaser | film by Oleksandr Techynskyi from Honest Fish on Vimeo.

Фильм — многолетнее наблюдение Александра Течинского за "венецианской" жизнью в дельте Дуная, где существование на твердой суше нетвердой поступью бредет в камыши и тонет в темных водах каналов, окружающих дома людей.

Наблюдение это исполнено ярких деталей, лишенных комментария. В кадр режиссера попадают разные истории:

  • от лисы, попавшей в капкан, до флегматичных поисков очередного, привычного в этих местах-водах, утопленника;
  • от заготовки камышей до подсчета мятых гривен, необходимых на покупку банки самогона;
  • от внушений ребенку, что бояться не нужно, потому что, в итоге, все равно все умрем, до тяжелого, отупляющего, выматывающего физического труда.

В своей предыдущей полнометражной ленте "Все пылает" Александр Течинский (вместе с Алексеем Солодуновым и Дмитрием Стойко) неумолимо разместил Революцию достоинства, полыхающую огнем, на исторической прямой. "Дельту" же он свободно ведет по кругу, подчиняя стихии воды и, таким образом, сопрягая несвязанные между собой события жизни героев.

"Первая сотня" 

режиссер Ярослав Пилунский, Юлия Шашкова, Юрий Грузинов

Суббота, 24 марта, 20:15, кинотеатры "Жовтень", зал "Гегемон"

Воскресенье, 25 марта, 11:15, кинотеатр "Жовтень", зал "Гегемон"

Фильм продолжает традиции творческого объединения "Вавилон"13", созданного в первые дни зимы 2013 года, чтобы изнутри фиксировать разгорающийся гражданский протест. Его героями являются те, кто находились в эпицентре противостояния: вначале, на баррикадах в Киеве, а потом — на фронте русско-украинской войны.

Картина рассказывает историю "Первой сотни" Майдана, сотканную из живых свидетельства и уникальных кадров, рискованно снятых в вихре острых противостояний. И в то же время, благодаря многолетнему наблюдению за героями, выходит за пределы просто еще одной, пусть и уникальной, революционной хроники.

Операторы Ярослав Пилунский и Юрий Грузинов, для которых фильм стал полнометражным режиссерским дебютом, представят "Первую сотню" как лауреаты Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. 9 марта Петр Порошенко вручил им награды, отметив их вклад в работу над документальными лентами "Вавилона"13".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путешествие без конца: о фильме "Иней" — драме Шарунаса Бартаса о войне на Донбассе

"Манящий, сладкий, без границ, или Песни и танцы о смерти" 

режиссеры Татьяна Ходаковская, Александр Стеколенко

Воскресенье, 25 марта, 20:15, кинотеатр "Жовтень", зал "Гегемон"

Понедельник, 26 марта, 11:15, кинотеатр "Жовтень", зал "Гегемон"

Enticing. Sugary. Boundless or Songs and Dances about Death. from Tania Khodakivska on Vimeo.

Неожиданная картина, являющаяся результатом многолетних размышлений о смерти. Они находят свое воплощение в изысканной и весьма разнородной пластической форме – зерно кинопленки (как 35 мм, так и 16 мм) соседствует тут с гладким цифровым изображением, а художественно осмысленные общие планы с динамичным движением, погруженной в действие, камеры.

Визуальное разнообразие ленты является следствием свободного, несколько хаотичного развития философской мысли авторов, которые кочуют по США, Италии, Грузии и Украине, общаясь с людьми искусства и просто мудрыми людьми, в поисках ответа на вечный вопрос: как жить со смертью.

Внимание к предельно личной проблеме (а смерть, в итоге, вторгается и в сам съемочный процесс, один из операторов-постановщиков картины Георгий Беридзе уходит из жизни) является при этом неполитическим, максимально держит дистанцию с украинской современностью, в которой смерти пятого года войны постепенно превращаются в сухую статистику.

В подобной погруженности в интимное в полной мере находят воплощение искренность, хрупкость и мужество картины.

Зарубежные ленты

Скорее всего, названные отечественные фильмы у зрителей будет возможность увидеть в 2018 году еще и в кинотеатрах. Их небольшой кинопрокат может организовать и Docudays UA (фестиваль уже так делал), и их продюсеры.

А вот зарубежные ленты, одинокие показы которых запланированы фестивалем в эти выходные, увидеть на большом экране в Украине, скорее всего, больше не удастся.

"Ex Libris: Нью-Йоркская публичная библиотека" 

режиссер Фредерик Вайзмен, США

Суббота, 24 марта, 17:00, кинотеатр "Украина", Синий зал

Размеренная основательная лента 88-летнего классика Фредерика Вайзмена (других он в своем творческом багаже не держит) в течение 197 минут повествует о Нью-Йоркской публичной библиотеке, демонстрируя ее значимость в общественной жизни города.

Фредерик Вайзмен ведет свой рассказ весьма неспешно, искусно чередуя отстраненные наблюдения, которых у него — в избытке. Оставаясь за кадром, режиссер погружает зрителей в разветвленную деятельность библиотеки. Очищая ее своим документальным прикосновением от несущественных деталей, он выстраивает своеобразную коллективную драму места, предназначенного в первую очередь не для книг, а для людей.

"Последние люди в Алеппо" 

режиссеры Ферас Файяд, Дания, Сирия

Воскресенье, 25 марта, 21:15, кинотеатр "Украина", Красный зал

Пронзительный документальный репортаж о сирийской волонтерской организации "Белые шлемы", члены которой первыми прибывают на места бомбардировок в Алеппо, чтобы спасать мирных жителей, оказавшихся под завалами и пострадавших от военных действий.

Фильм снимали с осени 2015 года около года — в ситуациях, хронически опасных для жизни, крупным планом показывая боль, ужас и человеческие трагедии, которые пытаются в меру своих сил предотвратить главные герои. При этом в объектив Фераса Файяда попадают не только подвиги основателей "Белых шлемов" Халеда, Субги и Махмуда, но и их бытовые семейные тревоги, сомнения и личная боль.

"Последние люди в Алеппо" были номинированы на "Оскар" лучшему полнометражному документальному фильму и получили Гран-при фестиваля Sundance.