В основу "Снайпера" взят один из самых спорных документов о войне в Ираке

Новая картина Клинта Иствуда "Снайпер" о вторжении США в Ирак, ставшая оскаровским номинантом, может похвалиться очень удачным прокатом. При этом документ, взятый за основу киноистории, — мемуары знаменитого американского снайпера, — считаются одним из самых спорных документов о войне в Ираке
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Фильм "Снайпер", получивший номинации на "Оскар" в шести категориях, включая "Лучший фильм", вызвал в обществе дискуссию о достоверности фактов, относящихся к военным действиям США в Ираке. Лента основана на мемуарах Криса Кайла, знаменитого американского снайпера, который на службе в армии застрелил не менее 160 человек — и это только официально подтвержденные Пентагоном сведения, пишет "Медуза".

Два года назад Кайла убили на стрельбище в Техасе. Его мемуары — один из самых спорных документов о войне в Ираке, достоверность которого ставят под сомнение. Фильм получился еще более спорным: многим кажется, что он, по сути, искажает историю войны в Ираке. Так, например, считает издание Vox.

Личность прототипа главного героя "Снайпера" Криса Кайла заслуживает отдельного внимания. После ухода с военной службы он рассказывал множество историй, больше похожих на выдумки — вроде байки о том, как он с другом-снайпером отстреливал мародеров в Нью-Орлеане, разрушенном ураганом Катрина. Некоторые из этих историй и вовсе оказались ложью — например, воспоминания Кайла о драке с политиком и бывшим рестлером Джесси Вентурой; итогом этих воспоминаний стал иск в адрес семьи снайпера более чем на миллион долларов.

Нечто похожее можно обнаружить и в фильме Клинта Иствуда. Первая претензия журналистов Vox к номинанту на "Оскар" — проведение прямой связи между 11 сентября 2001 года и войной в Ираке. При этом — ни слова о Дике Чейни, Джордже Буше, так и не найденном оружии массового поражения: сперва зрителям показывают реакцию Криса Кайла на 11 сентября, затем он уже воюет в Ираке. Фильм подразумевает, что вторжение в Ирак стало неизбежным ответом на крупнейший в истории США теракт, тогда как в действительности поводом для этого стала военная программа Ирака, о которой Буш предупреждал еще в 1998 году, то есть за три года до 9/11.

Если верить "Снайперу", США в Ираке с самого первого дня воевали против "Аль-Каиды". И правда: террористическая сеть активно действовала на территории Ирака, но лишь после американского вторжения. Приход иностранных войск создал благоприятные условия для развития исламистских террористических группировок: "Аль-Каида"появилась в Ираке именно в результате американского вторжения и воспользовалась многими ошибками США (в том числе роспуском иракской армии), чтобы завербовать себе новых сторонников.

Иракцы в "Снайпере" показаны злыми дикарями и террористами, которых Кайл должен убить. Именно дикарями их называет главный герой картины, забывая и о тех иракцах, которые воевали против боевиков "Аль-Каиды", и о социальном и религиозном разделении общества в Ираке на шиитов и суннитов. Нет ничего страшного в упрощениях — это нормально для Голливуда, но в "Снайпере" напрямую искажаются факты, что недопустимо, отмечает Vox.

Итак, из фильма следует, что война в Ираке была ответом на 11 сентября, а США в ее ходе воевали с "Аль-Каидой", хотя все это отчасти или полностью не соответствует действительности. "Снайпер" доводит эту логику до самого предела: осуждение иракской кампании или просто недостаточно активное восхваление приравнивается к предательству. Подходящий пример — сцена похорон одного из солдат в "Снайпере", на которых родственник убитого зачитывает антивоенное письмо. Главный герой в этот момент говорит жене погибшего солдата, что ее мужа убило именно это письмо.

Не углубляясь в причины, по которым иракцы берутся за оружие, — будь то ошибки США или внутренний конфликт между суннитами и шиитами, — "Снайпер" не дает никакого понимания, что стоит за суждениями Кайла о войне в Ираке. В фильме война в Ираке — не более чем вооруженное противостояние с "Аль-Каидой", единственными жертвами которого стали только американские солдаты.

"В реальном мире и в любом хотя бы немного правдивом произведении искусства невозможно говорить о морали войны в Ираке, не упоминая обе стороны медали. У "Снайпера" этот вопрос сведен до морали сверхпростого фильма о супергероях: одна сторона хорошая, другая плохая. Чтобы продать себя публике, "Снайпер" сворачивает историю в неузнаваемый крендель", — считает Vox.