Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

В Украине вернут изучение российской литературы как отдельного предмета

Министерство образования одобрило концепцию изучения литературы в школе. Российскую литературу школьники будут изучать отдельно от украинской и мировой

Министерство образования на прошлой неделе утвердило концепцию литературного образования в средней школе. Вслед за предлагаемой ведомством Табачника концепцией языкового образования новый документ написан в том же духе ненавязчивой русификации. И пусть Анна Герман заявляет, что президент не намерен поддерживать резонансные решения Дмитрия Табачника, пока никакого сопротивления (кроме общественного) инициативы Министерства образования и науки не вызывают.

В самом документе отмечено, что необходимость принятия концепции литературного образования продиктована, среди прочего, потребностью формирования у молодого поколения активной общественной позиции, важностью повышения уровня общей культуры и морали в современном украинском обществе. Один из важных моментов – значительная перегруженность литературных курсов,  несоответствие введенных в них произведений возрастным особенностям учеников.

Что же предлагает новая Концепция? В первую очередь, ее создатели заявили о том, что нынешняя школа должна воспитывать личностей с высокой гуманитарной культурой и общественной ответственностью. С этим трудно не согласиться, особенно учитывая некоторые трудности гуманитарного плана у высшего руководства страны. А еще  авторы концепции убеждают, что  необходимо сохранять национальную идентичность и духовные идеалы славянства в условиях глобализации мирового пространства.

Вот так – ни много, ни мало, а родное Министерство образования решило взяться за нелегкое дело сохранения славянства. Правда, судя по содержанию концепции, к славянским народам отечественные чиновники причисляют только украинцев и россиян, поскольку ни о каких других славянах в документе больше не упоминается. Впрочем, с российской литературой вообще занятно вышло. Нет, отдельный предмет «российская литература» в школах не появится. Пока что.  Как и раньше, школьники будут изучать украинскую и мировую литературу. Однако в документе четко указано:  современному ученику в школе должны презентовать «достижения украинской литературы, российской литературы, разных литератур народов Украины и мировой литературы». 

И, как и в концепции языкового образования, самое большое место отведено описанию необходимости изучения именно российской литературы. Так, в документе подчеркнуто: «Особенная роль принадлежит российской литературе как художественно-словесному достижению, в тесном взаимодействии с которым на протяжении нескольких столетий формировалась украинская литература, а также с учетом того места, которое занимает российская литература в общечеловеческой системе духовно-культурных ценностей». Кстати говоря, какое именно место она там занимает, остается неизвестным. Впрочем, украинская литература в плане этих самых ценностей вообще позади России всей. О ней в концепции написано просто: «украинская литература воспитывает любовь к языку и обычая украинцев, в конкретно-образной форме доносит до читателя информацию о своеобразности украинских традиций и культуры». Похоже, именно такие конкретно-образные формы своеобразных украинских традиций в последнее время  принято называть «шароварщиной».  Что же касается мировой литературы, то чиновники считают, что ее роль - приучать детей к общечеловеческим ценностям и воспитывать толерантное отношение к разным народам.

Конечно, в концепции хватает рациональных и продуманных предложений. К примеру, предлагается приблизить преподавание литературы к реалиям и проблемам современности, изучать литературу в контексте развития культуры и искусства, максимально использовать знание разных языков и переводов. Кроме того, курс литературы в 5-11 классах будет разделен на три этапа: в 5-7 классе предложено сформировать потребность к чтению, 8-9-е классы – этап системного чтения, а старших классах речь пойдет уже об творческо-критическом чтении. Сделан упор и на то, что ученики должны вникнуть в суть произведений, оценить их эстетическое значение, сделать выводы, важные для морального формирования личности и уровня их общей культуры. При этом, правда, отмечено, что произведения должны быть четко подобраны по возрасту учащихся. Кроме того, важен их объем. Правда, конкретных рекомендаций относительно того, сколько именно страниц должно быть в книгах, рекомендуемых школами к чтению, в документе нет.

Но в первую очередь документ интересен именно постоянным упоминанием российской литературы отдельно от мировой. К примеру, концепция предполагает создание «каноничного «золотого» фонда классической литературы как основы литературного образования». В пояснении отмечено: в истории украинской, российской и мировой литературы есть произведения, проверенные временем и многими поколениями, поэтому в процессе перестроения системы литературного образования нужно сохранить этот «золотой» фонд классики (украинской, российской и других народов мира). Правда, что именно имели в виду авторы концепции под «золотым» фондом, осталось тайной.  И таких примеров в концепции великое множество.

Можно выдвигать разные версии, почему украинское Министерство образования решило обратить особое внимание на не польскую или английскую литературы, а именно на российскую.  К примеру, сам Дмитрий Табачник на днях заявил, что украинизация и нарушение европейских норм языковой политики ведет «к оттоку мозгов из страны». Несомненно одно: на фоне дальнейшего усиления позиций русского языка в школьном и высшем образовании, украинский язык может умереть отнюдь не в 2060 году. Благодаря отечественным чиновникам это может случиться гораздо раньше.

Министерство образования на прошлой неделе утвердило концепцию литературного образования в средней школе. Вслед за предлагаемой ведомством Табачника концепцией языкового образования новый документ написан в том же духе ненавязчивой русификации. И пусть Анна Герман заявляет, что президент не намерен поддерживать резонансные решения Дмитрия Табачника, пока никакого сопротивления (кроме общественного) инициативы Министерства образования и науки не вызывают.

В самом документе отмечено, что необходимость принятия концепции литературного образования продиктована, среди прочего, потребностью формирования у молодого поколения активной общественной позиции, важностью повышения уровня общей культуры и морали в современном украинском обществе. Один из важных моментов – значительная перегруженность литературных курсов,  несоответствие введенных в них произведений возрастным особенностям учеников.

Что же предлагает новая Концепция? В первую очередь, ее создатели заявили о том, что нынешняя школа должна воспитывать личностей с высокой гуманитарной культурой и общественной ответственностью. С этим трудно не согласиться, особенно учитывая некоторые трудности гуманитарного плана у высшего руководства страны. А еще  авторы концепции убеждают, что  необходимо сохранять национальную идентичность и духовные идеалы славянства в условиях глобализации мирового пространства.

Вот так – ни много, ни мало, а родное Министерство образования решило взяться за нелегкое дело сохранения славянства. Правда, судя по содержанию концепции, к славянским народам отечественные чиновники причисляют только украинцев и россиян, поскольку ни о каких других славянах в документе больше не упоминается. Впрочем, с российской литературой вообще занятно вышло. Нет, отдельный предмет «российская литература» в школах не появится. Пока что.  Как и раньше, школьники будут изучать украинскую и мировую литературу. Однако в документе четко указано:  современному ученику в школе должны презентовать «достижения украинской литературы, российской литературы, разных литератур народов Украины и мировой литературы».  И, как и в концепции языкового образования, самое большое место отведено описанию необходимости изучения именно российской литературы. Так, в документе подчеркнуто: «Особенная роль принадлежит российской литературе как художественно-словесному достижению, в тесном взаимодействии с которым на протяжении нескольких столетий формировалась украинская литература, а также с учетом того места, которое занимает российская литература в общечеловеческой системе духовно-культурных ценностей». Кстати говоря, какое именно место она там занимает, остается неизвестным. Впрочем, украинская литература в плане этих самых ценностей вообще позади России всей. О ней в концепции написано просто: «украинская литература воспитывает любовь к языку и обычая украинцев, в конкретно-образной форме доносит до читателя информацию о своеобразности украинских традиций и культуры». Похоже, именно такие конкретно-образные формы своеобразных украинских традиций в последнее время  принято называть «шароварщиной».  Что же касается мировой литературы, то чиновники считают, что ее роль - приучать детей к общечеловеческим ценностям и воспитывать толерантное отношение к разным народам.

Конечно, в концепции хватает рациональных и продуманных предложений. К примеру, предлагается приблизить преподавание литературы к реалиям и проблемам современности, изучать литературу в контексте развития культуры и искусства, максимально использовать знание разных языков и переводов. Кроме того, курс литературы в 5-11 классах будет разделен на три этапа: в 5-7 классе предложено сформировать потребность к чтению, 8-9-е классы – этап системного чтения, а старших классах речь пойдет уже об творческо-критическом чтении. Сделан упор и на то, что ученики должны вникнуть в суть произведений, оценить их эстетическое значение, сделать выводы, важные для морального формирования личности и уровня их общей культуры. При этом, правда, отмечено, что произведения должны быть четко подобраны по возрасту учащихся. Кроме того, важен их объем. Правда, конкретных рекомендаций относительно того, сколько именно страниц должно быть в книгах, рекомендуемых школами к чтению, в документе нет.

Но в первую очередь документ интересен именно постоянным упоминанием российской литературы отдельно от мировой. К примеру, концепция предполагает создание «каноничного «золотого» фонда классической литературы как основы литературного образования». В пояснении отмечено: в истории украинской, российской и мировой литературы есть произведения, проверенные временем и многими поколениями, поэтому в процессе перестроения системы литературного образования нужно сохранить этот «золотой» фонд классики (украинской, российской и других народов мира). Правда, что именно имели в виду авторы концепции под «золотым» фондом, осталось тайной.  И таких примеров в концепции великое множество.

Можно выдвигать разные версии, почему украинское Министерство образования решило обратить особое внимание на не польскую или английскую литературы, а именно на российскую.  К примеру, сам Дмитрий Табачник на днях заявил, что украинизация и нарушение европейских норм языковой политики ведет «к оттоку мозгов из страны». Несомненно одно: на фоне дальнейшего усиления позиций русского языка в школьном и высшем образовании, украинский язык может умереть отнюдь не в 2060 году. Благодаря отечественным чиновникам это может случиться гораздо раньше.