Встреча одноклассников: о фильме Тейта Тейлора "Ма"

Кадр из фильма "Ма"
Кадр из фильма "Ма"
С 20 июня кинотеатры демонстрируют социальную психологическую драму "Ма", безуспешно маскирующуюся триллером, считает кинокритик Сергей Васильев

По следам Джордана Пила

Фильм "Ма" Тейтра Тейлора снят кинокомпанией Blumhouse Productions. Она является, пожалуй, наиболее влиятельным независимым производителем кино в США. Ее создатель Джейсон Блум специализируется на оригинальных малобюджетных фильмах ужасов, в которые в последнее время вплетает актуальную — по крайней мере, для американских зрителей — социально-политическую проблематику, в частности, расчесывая рубцы расовых отношений.

Из авторов, сотрудничающих с Blumhouse Productions, в создании таких экранных коктейлей из жанрового кино и острого комментария по поводу текущих событий наиболее преуспел Джордан Пил с лентами "Прочь" и "Мы". После просмотра трейлера "Ма", в котором немолодая темнокожая Сью Энн (Октавия Спенсер) завлекает в свой подвал группу подростков, необъяснимым образом пленяя их, кажется, что Тейт Тейлор идет по его следам.

Школьные, алкогольные, годы чудесные

Однако, в отличие от Джордана Пила, чего-то по-настоящему ужасного и, тем более, превращающего картину в пронзительную метафору современности, режиссер не предлагает. Более того, не смотря на то, что фильм называют триллером (и соответствующим образом презентуют в рекламных материалах), он долгое время избегает следовать по этому жанровому пути.

Вместо того, чтобы щекотать нервы, Тейт Тейлор мастеровито рассказывает достоверную, психологически и социально точную, но не особо захватывающую историю компании старшеклассников из небольшого городка, в котором кроме выпивки и развлечений других нет (авторы ленты делают все возможное, чтобы представить место действия "одноэтажно" невыразительным), и одинокой женщины, которая помогает им купить алкоголь, а затем — приглашает пьянствовать к себе в подвал.

Кадр из фильма "Ма"

Взгляд на мир глазами лани

Подобная завязка, основанная на невозможности для несовершеннолетних приобрести в розничной сети алкоголь, пожалуй, была бы не вполне убедительной в Украине, но для фильма, вписанного в американские будни, играет важную роль. Поскольку его драматическое напряжение во многом построено именно на том, что правила действительно существуют и за их исполнением следят, но молодые люди стремятся их нарушать, не считаясь с последствиями и не думая о возможной расплате.

Перспективу пьяным загулам школьников во многом придает позиция Мэгги (Диана Сильверс), взирающей на происходящее, используя красноречивое выражение Сью Энн, распахнутыми глазами лани. Она — новенькая в школе и поэтому идет на поводу у коллектива, преодолевая внутреннее сопротивление, чтобы влиться в него. Также их дополняют сцены из прошлого Сью Энн, которые открывают гадкую историю, случившуюся с ней в школе — по схожим (пусть и не на все сто) причинам.

Бенефис на крепком актерском фоне

Болезненная неизлеченная психологическая травма героини, завлекающей в свои сети старшеклассников (а также их родителей), проясняет ее нетипичное поведение. Впрочем, Тейт Тейлор не ограничивается тем, чтобы просто культивировать неуютное беспокойство, оттеняющее жизненные банальности, но и наводит на все то, что с героиней "не так" фокус — выхватывая крупными планами ее лицо, открывающее истинные эмоции, до поры до времени скрываемые социальной маской.

Важной особенностью подобных тяжеловесных постановочных намеков является исполнительская манера Октавии Спенсер — она играет, а не переигрывает.

"Ма" — очень сдержанный бенефис талантливой актрисы. Осмысленно презентуют себя и актеры, которым определены "взрослые" роли второго плана (Люк Эванс, Джульетт Льюис, Мисси Пайл, Эллисон Дженни), формируя отличный ансамбль. Очень естественно ведут себя и молодые исполнители, вписывающиеся в предложенные им подростковые типажи.

По пути пирогов с фекалиями

Одну из ролей — местного полицейского — исполняет сам режиссер. Он уже работал с Октавией Спенсер над фильмом "Прислуга", в котором ее персонаж готовила для своей обидчицы пирог с фекалиями. Уже из трейлера понятно, что в "Ма" героиня подобной местью не ограничится. Правда, ждать, когда она, окончательно "съехав с катушек", все же начнет действовать, зрителям приходится слишком долго.

"Действенный" же финал, в котором Сью Энн воплощает свои безумные планы, а жертвы пытаются дать ей отпор, выглядит, скоре скомканным и стихийным, нежели в полной мере продуманным. Отчасти из-за того, что наделяет отдельных персонажей обескураживающими мотивами, на которые до этого даже не намекали. Отчасти — из-за изнурительного ожидания "взрыва", который завышает ожидания настолько, что их оказывается просто невозможно не обмануть.

Но главное — из-за самой художественной концепции картины, интерес которой заключается именно в том, что все в ней находится на своих банальных, узнаваемых, неярких (и потому не особо интересных) местах.

Сергей Васильев для delo.ua