За шедевры искусства опять готовы платить миллионы

Арт-рынок постепенно возрождается. Коллекционеры снова охотятся за шедеврами, выкладывая за картины великих мастеров сотни миллионов долларов

Во время нью-йоркских торгов Christie’s шедевр Пабло Пикассо 1932 года «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» ушел с молотка за рекордную для мирового искусства сумму — более $106 млн.

Новые ценовые рекорды были поставлены на Sotheby’s  и других крупнейших аукционах.  Это позволило экспертам арт-рынка более уверенно заговорить о восстановлении утерянных позиций. А потери были серьезными. Ведь на мировой финансовый кризис коллекционеры отреагировали моментально. По оценкам экспертов падение объемов арт-рынка за осень 2008 года  и зиму 2009 года составило 50-75%.  

«Сегодня, впервые за 20 лет мы видим небывалый рост цен на работы старых мастеров, на европейское искусство XV-XVII веков,  —  прокомментировала  ситуацию «ДЕЛУ» Екатерина МакДугалл, содиректор аукционного дома MacDougall’s. — Вместе с тем мы наблюдаем общую тенденцию, когда возросли интерес и спрос на абсолютные шедевры».

Как отметил Мэтью Стивенсон, управляющий директор Christie’s в России и СНГ,  вслед за Пикассо тенденцию рекордных родных продолжил Амедео Модильяни. На парижских торгах его скульптура «Голова кариатиды» была продана более чем за $52 млн., став самым дорогим предметом, проданным когда-либо с аукциона в Париже.

Удачно прошли и весенние «Русские торги» Sotheby's. Топ-лотами на них стали картины из собраний американского коллекционера Чарльза Форда и уроженца Житомира Якова Перемана, скупавшего творения одесских авангардистов начала XX века. Коллекция Перемана продавалась единым лотом и состояла из 86 полотен членов «Общества независимых художников»: Исаака Малика, Михаила Гершенфельда, Амшея Нюренберга, Теофила Фраермана, Сигизмунда Олесевича и других. Ее купил за $1,99 млн. Фонд украинского авангарда, основателем которого является киевский бизнесмен и коллекционер  Андрей Адамовский.

Анжела Хачатурова специально для «ДЕЛА»

Мнение эксперта

Куда стоит вкладывать деньги на арт-рынке?

Александр Брей, основатель антикварного салона и аукционного дома «Антик-Центр»

В каком направлении инвестировать — не имеет значения, потому что всегда есть люди, которые собирают различные течения и направления . Главная опасность, в том, что сейчас на арт-рынке много поверхностных, совершенно никчемных работ. Основной критерий при их продаже — дешево. А дешево — это $5-10 тыс. Такие вещи не имеют в будущем абсолютно никакой перспективы. Важно иметь компетентных консультантов, которые должны нести хотя бы моральную ответственность за свои рекомендации.

Что касается изменения цен  —  вот пример. Буквально несколько дней назад я приобрел большой (метровый) пейзаж Сергея Шишко лучшего периода за $25 тыс.  Считаю это приобретение очень выгодным: два года назад такую работу сложно было бы купить и за $50 тыс., а лет через пять такая картина будет стоит $60 тыс.


Федор Зернецкий, основатель и владелец антикварного салона и аукцион¬ного дома «Эпоха»

Не достаточно купить только «имя» художника, зарекомендовавшего себя на аукционах. Ведь у каждого такого мастера есть средние вещи, ниже среднего, а есть шедевры. Сегодня «принести» деньги могут только знаковые работы автора. А средний уровень — этюды, зарисовки, пробы, в лучшем случае, их можно продать за полцены, а в худшем — это вообще мало кого заинтересует. 

Самые дорогие произведения искусства, купленные на аукционах 2010 г.

Пабло Пикассо

$106,5 млн.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст»

Альберто Джакометти

$104,3 млн.

«Шагающий человек I»

Амедео Модильяни

$52, 6 млн.

«Голова кариатиды»

Густав Климт

$42, 4 млн.

«Церковь в Кассоне»

Энди Уорхол

$32,6 млн.

«Автопортрет»

Марк Ротко

$31,4 млн.

Без названия

Джаспер Джонс

$28, 6 млн.

«Флаг»

Анри Матисс

$28, 6 млн.

«Букет цветов к 14 июля 1919 года»

Альберто Джакометти

$25, 8 млн.

«Рука»