Затуманенное сознание: о детективе "Девушка в тумане" с Жаном Рено и Тони Сервилло

Затуманенное сознание: о детективе "Девушка в тумане" с Жаном Рено и Тони Сервилло
С 29 марта в кинопрокате идет итальянский детектив "Девушка в тумане", в котором густой туман многозначительности скрывает девушку, следователя и всех-всех-всех, оценивает увиденное кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В маленьком альпийском городке накануне Рождества 16-летняя Анна Лу вышла из дома и пропала. Нет ни следов борьбы, ни свидетелей, ни мотивов, ни малейших зацепок. Поэтому расследовать ее исчезновение направляют знаменитого инспектора Фогеля, который специализируется на самых сложных делах.

Таким является лаконичное описание сюжета итальянской картины, вполне обоснованно дарующее надежду на крепкую детективную историю, жанровый потенциал которой — очевиден. Однако режиссер-дебютант — писатель Донато Карризи, который экранизировал собственный роман, — кроме собственно механики расследования предлагает зрителям дополнительные загадки — расшифровывать мотивы тех, кто оказался втянут в поиски девушки.

Нескончаемый обман ожиданий

Психологические загадки сочинены сложно, ввергая зрителей в постоянные сомнения по поводу происходящих на экране событий.

Главный прием, которым пользуется автор, чтобы обескуражить зрителей, — обман их ожиданий, причем, как основанных на жанровой механике детектива, так и тех, которые Донато Карризи предварительно тщательно выстроил сам.

Этот прием отлично иллюстрирует дебют картины. Вначале показано, как девушка выходит из дома в туманную ночь. Потом немолодого мужчину в исполнении главной звезды фильма Жана Рено будят телефонным звонком, и он едет сквозь живописный туман общаться с полицейскими. Крепнет уверенность, что вот это есть — тот самый знаменитый инспектор Фогель. Но нет. Жан Рено играет всего лишь местного психиатра, которому на освидетельствование привезли инспектора Фогеля (Тони Сервилло), попавшего в аварию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"

Спазмы интриги

Экранный рассказ о поисках пропавшей девушки рождается "задним числом" — из стопорящегося в медицинском кабинете диалога, во время которого персонаж Жана Рено подносит короткие реплики-снаряды инспектору. При этом режиссер, иллюстрируя этапы завершившегося расследования, продолжающие этот диалог, не дает однозначных указаний, видим ли мы произошедшие события "объективно", либо переживаем уже в видоизмененном, отретушированном инспектором виде.

Это заставляет содрогаться историю в своеобразных повествовательных спазмах. Показав приезд проницательного Фогеля в альпийский городишко и первые его следственные действия, лента делает еще один шаг в прошлое, рассматривая жизнь местного школьного учителя (Алессио Бони) — вероятного подозреваемого, который, фактически, еще не стал таковым.

Выразительно и красиво

Временами кажется, что Донато Карризи важнее сиюминутный эффект, нежели сбалансированное, внутренне непротиворечивое целое фильма. Это заметно в поведении героев, которые высказываются веско, афористично и даже с некоторым пафосом, будто стоят на театральных котурнах, а также в выпестованном художественном пространстве картины.

Камера оператора-постановщика Федерико Масьеро неспешными, плавными движениями открывает выразительные места действия, залитые густым туманом, играет цветными сполохами и их отражениями на лицах героев. И даже в отдельные помещения запускает густой, будто молоко, свет, недвусмысленно подчеркивая небанальность происходящего на экране.

Телевизионное правосудие по-итальянски

Правда, дотошное внимание к выразительным деталям не мешает режиссеру использовать и вполне банальные, плоские приемы. Он демонстративно лениво "штампует" сцены школьной жизни, сталкивая претенциозного педагога, удивительным образом не следящего за временем урока, и нерадивых учеников, и взаимоотношений полицейских, пытающихся конфликтовать с инспектором.

Вместе с тем "Девушка в тумане" максимально выпукло демонстрирует реальное состояние "телевизионной демократии", характерной для Италии, вскрывая уже не киноштампы, но реальность, в которой телевизор подменяет собой правосудие.

Инспектор небезосновательно рассматривает себя звездой телешоу, без зазрений совести используя медийный ресурс для расследования и давления на подследственных. И, в то же время, сам превращается в марионетку, развлекающую публику.

Одухотворенный макет

Донато Карризи несколько раз во время фильма показывает в деталях макет городка, в котором происходит действие, недвусмысленно намекая на сконструированный характер показанной истории. Определенный схематизм отличает и его работу с образами героев, их чувствами и отношениями. Собственно, в фильме без зазрения совести произносят фразы в духе "все связано", чтобы потом — вот неожиданность — проявить эту связь.

Подобный конструктивистский подход к детективной истории "очеловечивают" крепкие работы исполнителей главных ролей. Они находят небольшие детали, чтобы оттенить персонажей глубокими душевными переживаниями. Особенно хорошо это удается Тони Сервилло, который соединяет жесткость и манерность, самовлюбленность и верность долгу. Намекая, тем самым, что и с остальными участниками драмы расследования не все так просто.

Неслучайное тщеславие

Чередование тонкой проницательности и многозначительной тяжеловесности является частью художественного естества "Девушки в тумане". Донато Карризи неоднократно упоминает о грехе тщеславия, и, кажется, что в эти минуты говорит не только о героях, но и о себе. Впрочем, у него в рукаве всегда есть козырь — тот самый неожиданный поворот сюжета, который позволяет свою напыщенность оправдать.

В итоге, благодаря вольному — и одновременно осознанному — обращению с историей, Донато Карризи создает картину, которая постоянно пускает густой туман зрителям в глаза, но позволяет вести долгую интеллектуальную игру: распутывать интригу, лихо закрученную автором, можно и после завершения просмотра, перепроверяя и себя и предложенные героями решения детективных загадок.

В этом смысле "Девушка в тумане" принадлежит к тем редким фильмам, которые не заканчиваются, когда в кинозале включают свет.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram