Зрелищная игра в поддавки: о фильме "Расхитительница гробниц: Лара Крофт"

Зрелищная игра в поддавки: о фильме "Расхитительница гробниц: Лара Крофт"
В кинотеатрах идет приключенческий фильм "Расхитительница гробниц: Лара Крофт", в котором компьютерная игра ожидаемо нокаутирует здравый смысл, считает кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Нужно отдать должное создателям фильма "Расхитительница гробниц: Лара Крофт" — о том, что это будет нокаут, режиссер Роар Утхауг предупреждает зрителей уже с первых кадров.

В дебюте Лара Крофт на ринге непрезентабельного спортивного зала боксирует с соперницей и получает прямой удар в лицо, а потом — еще несколько в голову. Кажется, так пытаются "вырубить" не только ее, но и зрителей, отключив им на два часа экранного действия память, логику и здравый смысл.

Фильм ориентирован на фанатов компьютерной игры "Tomb Raider", по мотивам которой и создан. И это не первая экранизация: в начале 2000-х образ с полагающимися ему обтягивающими майкой и шортами выпукло примерила Анжелина Джоли. Та лента называлась — вот неожиданность — "Лара Крофт: Расхитительница гробниц". Авторы новой старой истории сознают, что их работу будут сравнивать с предшественником, но стоически снимают так, будто никто в зрительном зале даже не догадывается, кто же такая Лара Крофт и чем она знаменита.

Рождение компьютерного персонажа

Подобное занятие требует серьезной концентрации и силы воли, но, в итоге, некоторое время дает позитивный творческий результат. Пока Лара Крофт в привлекательно глубоком исполнении Алисии Викандер существует вне поля действия компьютерных стереотипов, картина развивается ни шатко ни валко, как в меру драматичная и традиционная история взросления.

Молодая девушка бунтует, тяжело переживая потерю отца, который пропал семь лет назад. Она перебивается невысокими заработками курьера, чтобы сорвать куш, участвует в экстремальных велогонках по улицам Лондона и, конечно же, попадает в передряги, жалостливо вспоминая ласкового лорда Ричарда Крофта (сцены воспоминаний решены в сдержанно-сумрачной палитре, существенно отличающейся от насыщенных теплым цветом современных эпизодов).

Однажды, Лара Крофт узнает, где именно пропал отец, и — даже не подумав сообщить о своем открытии хотя бы кому-нибудь — сама отправляется на его поиски. Они ведут ее в Гонконг (здесь происходит одна из наиболее динамичных сцен — погоня по крайне "пересеченной местности" порта), а оттуда — на затерянный японский остров в Море дьявола, не отмеченный на картах, где была похоронена страшная правительница Химико, не отмеченная в анналах истории.

Зрелищная игра в поддавки

По мере приближения к экзотическому пункту назначения лента окончательно теряет тонкий налет молодежной драмы, становясь компьютерной игрой о расхищении гробниц и борьбе с теми, кто этому мешает, — как, собственно, и было задумано изначально. Такая жанровая трансформация задевает и главную героиню. Из девушки, переживающей травму и проигрывающей не самому сильному партнеру на ринге, она превращается в непобедимого воина.

Внешне Лара Крофт при этом не меняется — образ Алисии Викандер человечен и лишен нарочитой сексуальности, которая ранее выявляла его искусственно сконструированную, для радости подростковых глаз, природу. Доказательством "новизны" становятся результаты действий героини, которая мастерски справляется со всеми испытаниями, что возникают у нее на пути.

Она преодолевает опасности на земле, в пучине морской, горной речке, горах и даже в воздухе. Особо ярко иллюстрируют ее нетривиальные способности сцены на ржавом корабле и еще более ржавом самолете. Физически выматывающие испытания с трудом, но все же барражируют на грани реализма. За грань реального авторы фильма переступают, когда вынуждают Лару Крофт столкнуться с наемниками, вооруженными до зубов.

Расхитительница смысла

Интенсивная борьба Лары Крофт с мускулистыми головорезами, возглавляемыми хладнокровным убийцей (сдержанный Уолтер Гоггинс добавляет в обыкновенную жестокость образа легкие оттенки сумасшествия), окончательно превращает ленту в показательную иллюстрацию прохождения компьютерной игры с использованием специальных кодов, облегчающих эту задачу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Супер-старики и перемена мест слагаемых: о фильме Ридли Скотта "Все деньги мира"

Высосанный из пальца характер такого "приключения", предполагающего выполнение заданного алгоритма действий, ощущается тем сильнее, что авторы ленты все же озаботились человеческой историей героини. Просто эта история в одночасье перестает иметь значение. И девушка превращается в носителя уникальной силы и неожиданно выдающегося интеллекта, которые позволяют ей побеждать врагов и находить в древних посланиях искомый смысл — одновременно лишая смысла картину.

Лента исполнена пафосом, избегает самоиронии (характерной, к примеру, для фильмов о классическом "расхитителе гробниц" Индиане Джонсе) и прагматизма, способных вернуть ей чувство реальности.

Поскольку героиню всегда могут чудесным образом вытащить из передряг, авторы не позволяют ей мыслить разумно и быть эффективной в борьбе: к примеру, дают в руки красивый лук, заставляя забыть о бесхозном огнестрельном оружии, которое лежит тут, рядом.

В итоге, к пистолетам, во многом определившим ее компьютерный образ, Лара Крофт добирается уже тогда, когда острая физическая необходимость в них исчезает. Об оружии упоминают скорее для того, чтобы выстроить мост к будущим фильмам-продолжениям. Выбрасывать протуберанцы интриги на перспективу авторам фильма удается, пожалуй, лучше всего. В финале они расставляют столь жирные троеточия, что сомнений в том, что зрители еще увидят талантливую Алисию Викандер в роли Лары Крофт, практически не остается.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram