Плыть по течению или строить будущее бизнеса?

Ольга Садоха

руководитель направления корпоративного развития Львовской бизнес-школы Украинского католического университета

По результатам опроса, проведенного газетой «ДЕЛО» среди 35 ведущих компаний Украины (большинство из них входят в состав крупных международных компаний или являются крупными системными украинскими компаниями), понятно, что в бизнес-среде произошла смена отношения к человеческому капиталу. Пришло понимание ключевого влияния качества и лояльности человеческих ресурсов на жизнеспособность и конкурентоспособность бизнеса.

Высокой результативностью и положительным влиянием на развитие компаний отличаются те корпоративные программы развития персонала, которые, во-первых, основываются на реалистичных потребностях бизнеса и являются, по сути, комплексными и непрерывными. Для определения этих потребностей используются системы оценивания результативности, уровня развития ключевых компетенций, индивидуальные планы развития на определенный период, составленные вместе с руководителями.

Во-вторых, такие программы, как правило, охватывают все уровни управления в компании, являются последовательными, многоуровневыми. При этом сохраняется индивидуальный подход к каждому работнику, вовлеченному в систему обучения и развития. Это обеспечивает компаниям возможность формировать полноценный кадровый резерв за счет внутренних ресурсов.

И наконец, это программы, в которых используются различные инструменты сохранения лучших практик и знаний компании, современные методологии обучения и развития: инструменты eLearning, аудиторные тренинги с привлечением внутренних тренеров и внешних провайдеров, наставничество, коучинг и др. Это создает пространство для развития знаний, навыков и компетенций, а также формирования корпоративной культуры, распространения и поддержки корпоративных ценностей, являющихся стратегически важными для развития и конкурентоспособности компании.

Хорошие образцы таких подходов —  корпоративные программы развития «Киевстар» и «МТС-Украина», Atlantic Group, Nemiroff, «Астелит», Корпоративный университет компании ДТЭК и другие.

Все чаще программы развития используют инновационные инструменты еLearning для обучения «полевого» персонала компаний, изучения введенных стандартов и процессов. Например, Электронный университет компании «Фокстрот» позволяет охватить обучением продавцов-консультантов по всей Украине, для управленцев есть курсы по управлению.

Инновационным в программах развития является использование таких методов, как коучинг, наставничество, участие работников в сложных проектах. Например, подход компании «Майкрософт» к обучению и развитию следующий: 70% — обучение на рабочем месте, 20% — обучение с коллегами (наставничество, коучинг, обучение в кружках), 10% — аудиторное обучение. В компании «СанИнБев» успешно работает программа наставничества My Business Mentoring Way (BMW) in Action.

Одновременно с развитием внутреннего потенциала достаточно острым является вопрос привлечения в компании молодых сотрудников, которые должны владеть не только общими знаниями, полученными в вузах, но и специальными знаниями и базовыми навыками, которые обеспечат эффективную и быструю адаптацию молодого специалиста в компании.

Актуальным и инновационным по своей сути является создание межкорпоративного университета, инициированное и поддержанное такими компаниями, как «МТС-Украина», «Метро Кэш энд Керри Украина», «Вимм-Билль-Данн Украина» и «Киевская инвестиционная группа» в сотрудничестве с Университетом им. Тараса Шевченко, Киево-Могилянской академией и университетом «Киевский политехнический институт».

Еще одним проектом, который решает проблему формирования кадрового потенциала из молодых специалистов, является программа, разработанная компанией «Сименс Украина» в сотрудничестве с Магдебургским университетом. Это организация и финансирование немецких технических факультетов в технических вузах.