Директор Phoenix Capital: Следует только приветствовать активность ММВБ по вхождению в капитал ПФТС

Можно говорить, что после вступления в силу Закона «Об акционерных обществах» (29 апреля 2009 года) в Украине стартовала, без преувеличения, корпоративная реформа.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Перед тысячами эмитентов (да и всем фондовым рынком) во весь рост встали многочисленные вызовы: смены названий, перерегистрации, процедуры переоформления прав собственности, тотальный перевод ценных бумаг в бездокументарную форму. Однако главной целью закона является не стремление законодателей нагрузить акционерные общества оформлением документов. Главное, для чего принят закон, — возможность доступа эмитентов публичных акционерных обществ к рынку капиталов через ликвидную биржевую систему. Проблема одна — в фактическом отсутствии такого рынка в Украине.  В отсутствии на Украине работающей, ликвидной, современной, технологичной биржи. Ибо несмотря на все разговоры о непревзойденном технологическом превосходстве ОАО «Украинская биржа» над ПФТС и над всеми остальными украинскими биржами, достигнутые показатели ликвидности биржевых торгов вызывают лишь улыбку.

До время «Ч» осталось полтора года

Закон дает публичным акционерным обществам и рынку в целом на развитие не так уж много времени. Из двух лет (с апреля 2009-го по апрель 2011 года), отведенных на приведение деятельности акционерных обществ в соответствие с требованиями закона, прошло уже полгода.

После всех перерегистраций и листинговых процедур эмитенты должны получить долгожданную возможность обращать ценные бумаги на бирже, понимать их реальную стоимость, иметь понятную взаимосвязь между финансовыми показателями своей деятельности и биржевым курсом акций и, наконец, привлекать на фондовом рынке дополнительное финансирование на прозрачных, конкурентных условиях. Однако существует реальный риск того, что как раз все это после всех своих мытарств эмитенты могут и не получить.

Пока что нарастающая конкуренция между фондовыми биржами не привела к решению наболевших проблем национального фондового рынка: проблемы объективности биржевого курса, обязательности и обеспечения удобства расчетов по заключенным биржевым договорам, минимизации возможностей для манипулирования ценами, хронической неликвидности.

По старинке уже не решить

Эти проблемы следует решать всему рынку. И уже срочно. Время эволюционного, неспешного развития, с доморощенными соображениями, что важно использовать из мирового опыта, а что — неактуально, безвозвратно прошло.

Необходима  понятная, эффективная, а главное, законная модель для расчетов на бирже — единственная, освященная авторитетом регулятора, а не такая, которая нравится или не нравится той или иной бирже или депозитарию. Нужны понятные инвестору и убедительные процедуры определения биржевого курса ценных бумаг, которому доверяют абсолютно все, процедуры, одинаковые для всех бирж и позволяющие формировать действительно рыночную стоимость. Нужна автоматизация и эффективные, оперативные коммуникации между брокерами, хранителями и клиентами, а также подробный внутренний учет операций в интересах клиентов, иначе все потуги привлечь на рынок население через технологии интернет-трейдинга окажутся надолго дискредитированными. Но прежде всего, как воздух, нужна ликвидность. И по всей видимости, в силу тотальной недоинвестированности национальной экономики, эту проблему нам будет очень сложно решить самостоятельно. На сегодня нет альтернативы привлечению сторонних игроков глобального биржевого рынка, способных срочно насытить рынок ликвидностью.

Без создания эффективного, ликвидного биржевого пространства корпоративная реформа может обернуться очередным громким пшиком. Именно с этим звуком Украина и рискует остаться на обочине мирового рынка капиталов.

Что можно успеть за оставшиеся полтора года? Думается, что без посторонней помощи — немного. Очевидно, хотя и обидно, что украинский рынок не сумел взрастить сугубо национальную биржевую среду. Несмотря на PR-активность ведущих бирж и их акционеров, это факт, не подлежащий сомнению. Поэтому следует только приветствовать активность ММВБ по вхождению в капитал ПФТС и попытку реформировать биржу, которая создавалась участниками фондового рынка и по праву им принадлежит.

Редакция неоднократно обращалась к руководству биржи ПФТС за комментариями, однако они не смогли их предоставить.

Олег ШВЕЦ, исполнительный директор инвестиционной компании Phoenix Capital