Результат мониторинга 50 интернет-магазинов ко Дню защиты прав потребителей

15 марта, во Всемирный день защиты прав потребителей, в УНИАН состоялся круглый стол на тему "Как в эпоху электронной коммерции защитить права потребителей?". Всеукраинская федерация "ПУЛЬС" пригласила заинтересованных специалистов принять участие в заседании круглого стола для обсуждения насущных и проблемных вопросов в сфере защиты прав потребителей в электронной коммерции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Участие в мероприятии приняли представители власти, гражданского общества, учреждений образования, торговых сетей.

"Интернет-магазины из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности субъектов хозяйствования не идентифицированы как "классические" продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (исполнителе), реализуемых товарах и услугах, — отметила Лилия Стиренко, и.о. заместителя главы Госпродпотребслужбы. — Не урегулирована деятельность "информационных посредников" (в т.ч. товарных агрегаторов), которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступают в качестве непосредственных получателей средств от потребителей за счет оплаты тех товаров и услуг, которые в значительных масштабах аккумулируются на их интернет-ресурсах (сайтах)".

Лилия Стиренко подтвердила, что особой популярностью пользуется у правонарушителей сегмент непродовольственных товаров: "Количество полученных в 2016 году обращений относительно деятельности интернет-магазинов составляет 468, из них 463 касаются продажи непродовольственных товаров, 2 — продовольственных товаров, 3 — предоставление услуг".

"С одной стороны, преимуществами электронной торговли является удобство для потребителя, увеличение возможностей для выбора. С другой, мы очень обеспокоены, поскольку эта отрасль создает существенные препятствия для потребителей при реализации их прав и существенные возможности для недобросовестных торговых практик и откровенных мошенников. Именно поэтому так важно обеспечить наличие у потребителя полной и достоверной информации о продавце и наличие подтверждающих документов о приобретении товара", — отметил Андрей Лига, член правления Всеукраинской федерации потребителей "ПУЛЬС".

Теме потребительского онлайн-информирования было посвящено исследование, которое представили во время круглого стола активисты общественного движения "Молодежь за права потребителей". Они представили мониторинг качества информирования потребителей 50 интернет-магазинов Украины по популярности в поисковом сервисе Google и анализ на предмет их соответствия требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей Украины.

Марина Бондарчук и Ольга Фреюк, активисты общественного движения "Молодежь за права потребителей" Всеукраинской федерации "ПУЛЬС" отметили, что из числа проанализированных интернет-продавцов наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица — предпринимателя не указали 60% магазинов, а юридический адрес — 54% магазинов. "100% е-продавцов предоставляют информацию о доставке товара, 90% — о возможности возврата товара и гарантийном обслуживании, 60% сообщают всю информацию о своем товаре, а 40% — только часть информации, — говорится в исследовании. — Наличие русскоязычного сайта показали только 32% исследуемых площадок. Гарантийный документ от производителя пообещали 62,5%, от магазина — 27,5% опрошенных, а другие варианты предоставили 10% ". Пятерка лидеров, наиболее законопослушных в области защиты прав потребителей, была обнародована на круглом столе, но весь список молодые исследователи не показали, потому что продолжают мониторинг.

Исследование находится здесь: http://consumerfest.kioto.kiev.ua/2017/03/22/monitoring-internet-magaziniv-v-ramkax-cogorichnogo-devizu-consumers-international-consumer-riqhts-in-the-diqital-aqe/

"Мы не публикуем весь список, потому что планируем продолжить мониторинг украинских интернет-продавцов с 1 апреля этого года, после принятия постановления КМУ о перечне технически сложной техники на гарантии, — отметила Марина Бондарчук, активистка движения "Молодежь за права потребителей". — Мы, сделав контрольную закупку, проверим эти интернет-магазины на законопослушность по продаже сложной техники с РРО, а также на соблюдение норм законодательства при возврате товара".

"Есть сайты, которые незаконным способом осуществляют продажу товаров и нарушают права интеллектуальной собственности, — рассказала Ирина Ломейко, юрист юридической фирмы Дега Партнерс, которая работает с ООО Миле в Украине, производителя немецкой бытовой техники. — Поэтому, чтобы проверить сайты-нарушители, мы осуществляем контрольные закупки, чтобы узнать, каким образом попадает товар к потребителю, установить ответчика надлежащим образом, а когда у нас есть чек или расчетный счет — подаем иск в суд".

Логичность проверки продажи с РРО именно этой группы товара в интернет-магазинах доказали и данные от представителей Госпродпотребслужбы. В 2016 году территориальные специалисты рыночного надзора провели 222 проверки характеристик продукции у продавцов крупной и мелкой бытовой техники. Нарушения установлены в 121 случае, что составляет 55% от общего количества проверенной продукции. Среди 3 тысяч единиц товара, взятых на проверку, не соответствует установленным требованиям 600 образцов. Основными нарушениями были распространения продукции без знака соответствия техническим регламентам, без декларации о соответствии и без информации об адресе, наименовании уполномоченного представителя и поставщика продукции.