Патриарх Филарет призвал РПЦ отменить решения, мешающие общению патриархатов

Фото: vidomosti.kiev.ua
Фото: vidomosti.kiev.ua
30 ноября на Архиерейском соборе РПЦ зачитали письмо патриарха Филарета с призывом прекратить противостояние между конфессиями. Некоторые ошибочно интерпретировали его как просьба помиловать

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря) обнародовал копию письма главы УПЦ-КП Филарета (Денисенко) на имя главы Русской православной церкви патриарха Кирилла и епископата РПЦ.

Как следует из фотокопии письма, размещенной на странице пресс-секретаря в Фейсбуке, в этом обращении речь идет, в частности, о желании "восстановить евхаристическое и молитвенное общение" и о призыве принять решения для завершения "существующего противостояния".

"Речь идет о том, чтобы РПЦ "вменила яко не бывшие" все решения, которые ей препятствуют общаться с УПЦ-КП. То есть, чтобы признала их недействительными с самого начала. Патриарх Филарет анафемы и отлучения никогда не признавал и не признает, поэтому его они не волнуют", — пояснил суть письма архиепископ Евстратий (Зоря).

"... обращаюсь к Вам с призывом принять надлежащие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию. А именно — вменить яко не бывшие все решения, в том числе о прещениях и отлучениях...", — пишет Филарет в своем письме к патриарху Кириллу и епископату РПЦ.

В конце он призывает ко всепрощению: "И я, как Ваш собрат и сослужитель, прошу прощения во всем... и так же от сердца искренне прощаю всем".

В УПЦ Киевского патриархата написание такого обращения пояснили тем, что к ним обратились от имени патриарха Кирилла с целью преодолеть весь комплекс проблем, которые препятствуют нормальному церковному общению между РПЦ и УПЦ КП.

"В этом письме были учтены пожелания со стороны Московского Патриархата "обойти острые углы" для того, чтобы обе стороны имели возможность в диалоге "сохранить лицо". Следует отметить, что в письме речь не идет о "просьбе" Патриарха Филарета — он "призывает" своих адресатов признать изначально недействительными те решения, которые Московскому Патриархату мешают восстановить молитвенное единство с Поместной УПЦ — Киевским Патриархатом", — говорится в  пояснении  Киевского патриархата.

После такого решения патриарх Филарет надеется на решение РПЦ признать автокефалию УПЦ.

Следует отметить, что участники Архиерейского Собора единогласно поддержали просьбу митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия выделить для УПЦ отдельную главу в уставе Московского патриархата. Кроме того, теперь в уставе Московского патриархата будет прописано, что центр управления УПЦ (МП) находится Киеве. Таким образом Общецерковный суд отныне будет распространяться на всю территорию Московского патриархата за исключением Украины.

"После горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства", — говорится в определении собора "Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета".

Напомним, 11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире", за "жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, учинение раскола в Церкви". Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе РПЦ в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме.

Филарет отлучения не признает, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.