"Украине нужен инвестиционный бум" — Бизнес

Для полноценного развития Украине нужен как минимум 5-10%-й рост экономики вместо нынешних 3% в год.

"Драйвером данного роста экономики могут стать инвестиции в основной капитал", — заявил директор по маркетингу группы "Метинвест" Роман Курашев на Киевском международном экономическом форуме. При этом в стране происходит обратный процесс: в 2016 году доля инвестиций в основной капитал снизилась до 16%, что приводит к неминуемой деиндустриализации Украины. "При данном уровне инвестиций в основной капитал в стране происходит деградация основных идей, фондов и инфраструктуры, — отметил Курашев. — Если мы хотим увидеть экономический рост, то уровень инвестиций в основной капитал должен быть не менее 25%". К примеру, в Китае этот показатель за последнее время был на уровне 40%. В других развитых азиатских странах высокие темпы роста экономики были достигнуты, благодаря продуманной инвестиционной политике. "Соответственно, Украине нужен инвестиционный бум", — резюмировал Курашев.

Основные причины, которые отталкивают зарубежного инвестора, прежние — это высокий уровень коррупции, несоблюдение базовых прав инвестора и политическая нестабильность в стране. Более того, инвестор, работающий в Украине, вынужден выстраивать особые взаимоотношения с государственным железнодорожным монополистом — "Укрзалізницей". Проблемы с обеспечением грузовых перевозок железной дорогой тормозят работу горно-металлургического, агропромышленного и других секторов экономики. В пример представитель "Метинвеста" привел ситуацию на резервном перегоне Камыш-Заря — Волноваха, который сегодня используется в качестве основного и единственного пути для завоза сырья на промышленные площадки компании в Мариуполе. "На протяжении практически двух лет "Укрзалізниця" не может обеспечить грузоперевозку в необходимых для нас объемах", — рассказал Курашев. Вместо 24 пар поездов в сутки компания получает лишь 16. Из-за этого "Метинвест" вынужден снижать объемы производства продукции и, соответственно, объемы экспорта. А это, в свою очередь, отражается на уровне валютных поступлений в Украину и на курсе гривны. "Более того, мы постоянно сталкиваемся с дефицитом грузовых вагонов, отсутствием топлива и локомотивной тяги, — продолжает Курашев. — Страшно представить, что будет дальше с железнодорожной инфраструктурой".

По мнению украинских промышленников, проблема возникает также в администрировании налогов, к примеру, в вопросе своевременного возмещения НДС. Тормозящим фактором для прихода инвестиций как зарубежных, так и украинских, является также отсутствие рынка капитала в стране. Поэтому базовая задача правительства — вести осмысленную денежно-монетарную политику для создания рынка капитала, который работал бы с бизнесом по адекватным процентным ставкам. Пока же крупный бизнес вынужден привлекать заимствования на внешних рынках. К примеру, у компании "Метинвест" на ближайшие годы предусмотрена достаточно интенсивная инвестиционная программа, на реализацию которой требуется недорогое заимствование. "До 2030 г. компания намерена инвестировать около $8,8 млрд в модернизацию предприятий и расширение нашего продуктового портфеля", — говорит г-н Курашев. Только в поддержание промышленных активов "Метинвест" вынужден ежегодно инвестировать около $300-400 млн (не считая программ развития) — иначе не получится оставаться конкурентоспособным на мировых рынках сбыта. За последние 10 лет (с 2006 по 2016 год) "Метинвест" инвестировал в свои предприятия $5,5 млрд.