4 шага, которые необходимо сделать в телеком-отрасли

Украина получила удивительный шанс — общенациональная идея, которая нас всех сейчас объединяет, способна изменить к лучшему любую отрасль экономики. И только связь упорно не хочет перемен

В нашей ситуации, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В этом всем меня расстраивает только тот факт, что все вышесказанное относится, наверное, ко всем отраслям экономики, кроме связи. Казалось бы, отрасль может стать одним из крупнейших налогоплательщиков, флагманом Украины в мировом информационном пространстве, обеспечить работой сотни тысяч людей. Но нет. В связи играют в кошки-мышки, делят власть и занимаются удовлетворением собственных амбиций. И если внутри рынка друг друга никто не слышит, то я громко, с привлечением СМИ, заявляю: хватит демагогии!!! Последние 7 лет только тем и занимаемся, что выясняем, делим, ругаемся и т.д. События последних месяцев оголили массу проблем в отрасли. Я обращаюсь ко всем причастным и заинтересованным с просьбой отложить в сторону свое самолюбие и поэтапно решить существующие проблемы. Чтобы не быть голословным, предлагаю свой план развития отрасли.

Шаг 1.

Остро необходимо разработать краткосрочную (переходную,1 год), среднесрочную (3 года) и долгосрочную (5-7 лет) стратегию перехода к информационно-телекоммуникационному сообществу с использованием собственного опыта и передового опыта Европы, Азии и Америки. Стратегия не должна быть адаптирована ни под государство, ни под конкретного оператора. Основная идея стратегии должна выражаться в безусловном сотрудничестве бизнеса и государства с целью решения актуальных задач. А направлена в итоге должна быть на благосостояние Украины и построение демократического общества. У меня есть разработанные совместно с коллегами предложения по таким стратегиям, готовы их предоставить.

Еще один важный момент. Я намеренно указываю, что стратегия должна быть именно информационно-телекоммуникационной, без ИТ. Это смежные отрасли, и между ИТ и телекомом действительно много пересечений, однако по своей сути эти две отрасли исповедуют разные идеи, а значит должны развиваться отдельно.

Шаг 2.

Отрасли необходимо реформирование госуправления. Нужно вернуться к Министерству связи и информатизации, которое будет ответственно за реализацию краткосрочной и долгосрочной стратегии, будет законодательным органом, представлять Украину на международной арене и интегрировать страну в мировое информационное сообщество. Ведь сегодня на всех континентах Украину с хорошей стороны знают исключительно благодаря частному бизнесу. Однако все, что касается государственной регуляторной политики, окутано шлейфом скандалов и интриг: отсутствие развития рынка ШПД, непрозрачность приватизации Укртелекома и неясность в вопросах выдачи 3G лицензий.

Вернемся к Министерству. Самое главное — это должна быть гражданская структура, а не очередная интеграция в спецсвязь. Это же нонсенс, мы собрали в один котел все, а в итоге запустили гражданскую связь и практически убили спецсвязь. И события последнего месяца в Крыму тому доказательство. НКРС без приставки "информатизации" должна сохранить за собой функции регулирования, контроля над равными условиями и правилами, защиты рынка от демпинга.

Шаг 3.

Безумно надоели так называемые кадровые игры вокруг состава НКРС. Отрасли необходимы профи, которые придут не на один день, смогут разработать, внедрить и отслеживать эффективность работы стратегии. Сейчас те, кто стремится в НКРС, преследуют цель лоббирования собственных бизнес-интересов, отдельных лиц, парламентских групп и операторов. Но больше всего удивляет призыв к общественному обсуждению нового состава НКРС. В этом контексте я вспоминаю диалог, который состоялся еще во времена СССР: "Почему нет порядка в СССР? Потому что мы живем в стране советов, где все друг другу советуют и никто ни за что не отвечает".

Так вот, дамы и господа, кто будет нести ответственность, если вдруг у нового состава НКРС ничего не получится? Очень выгодная позиция: "виновата общественность, она же выбирала".

Итак, неужели так сложно на время отложить собственные амбиции, навести в отрасли порядок, при котором всем будет жить хорошо? Отрасль связи это не игрушка, это высокотехнологическая сфера, где нет места непрофессионалам и карьеристам.

Шаг 4.

Основным принципом регулирования отрасли должен стать принцип равных условий и разумного регулирования и дерегулирования. Мы за последние 20 лет сделали все с точностью наоборот. Все, что не нужно, регулировали, что нужно — дерегулировали. Приведу несколько примеров, которые привели к стагнации.

Регуляция тарифов на фиксированную телефонию. Как же мы не замечаем бревно в собственном глазу? Во всем мире регулятор устанавливает нижний порог тарифов, который не позволяет участникам рынка демпинговать и в это же время работать с рентабельностью. У нас же устанавливается ограничение на верхнюю границу тарифов. И весь рынок работает по принципу: кто дешевле, тот лучше. Мы дожились до того, когда думаем не о том, как заработать, а как продать еще дешевле абсолютно равнозначные продукты.

Регулирование развития бандл-услуг. Например, во Франции стандартный пакет пользователя включает в себя: 100 каналов ТВ, безлимитный интернет 10-20 Мбит/с, фиксированная телефония с безлимитными звонками внутри сети и 1000 минут международных звонков. В Украине же операторы фиксированной связи (в отличие от мобильных, кстати) не могут предложить рынку такие услуги, потому что у нас все строго зарегулировано, включая количество бесплатных минут. И нарушение этих условий ведет к потере лицензии.

Развитие дополнительных сервисов. То, что мы отстали от всего мира на 10 лет, ни для кого не секрет. А все потому, что у нас априори нет технологической нейтральности. Например, пакет интернет+телефония невозможно развивать, так как упираемся в условия лицензирования телефонии. При этом в ШПД нет никаких заданных единых стандартов качества и безопасности. В вопросе нейтральности wireless и мобильных сетей мы продолжаем идти старым маршрутом: все условия прописываются под одного оператора. Но самая анекдотичная ситуация — в сфере VAS, когда огромным количеством услуг управляет непрофильный орган Национальный совет по вопросам телерадиовещания. У данного совета есть прекрасная миссия — развитие единого телевизионного пространства. Извините, но проведу аналогию с анекдотом: сухой закон 80-х годов, грузин не выдерживает, складывает в сумку несколько гроздьев винограда и идет к Горбачеву. Показывает ему и спрашивает:

- Михаил Сергеевич, что это?

- Ты издеваешься надо мной? Это виноград.

Грузин выдавливает сок из гроздьев винограда в стакан и опять спрашивает:

— Михаил Сергеевич, а это что?

— Ты опять издеваешься? Это виноградный сок.

— Так какая тебе разница, когда я его выпью, сейчас или через 6 месяцев???

Так вот, какая Нацсовету разница, какую технологию доставки ТВ-сигнала использует оператор? Такой подход к делу не дает возможность предоставлять большой спектр дополнительных услуг (DTH, ОТТ, IPTV), а значит зарабатывать больше денег и платить больше налогов в казну. Зато в Украине активно развиваются "серые" провайдеры, которые воруют контент.

И наконец, общеизвестные проекты по цифровизации и интернетизации Украины. У меня в столе уже лет 5 лежит проект создания единой спутниковой платформы. Срок реализации проекта 2-3 месяца, но в итоге его реализации все желающие получат качественный и стабильный доступ к сети интернет, стабильный ТВ сигнал и телефонную линию. Кроме того, спутниковый сигнал — самый безопасный способ доставки информации, а это сейчас чрезвычайно важно, и не только для Крыма. Но что в итоге делают чиновники? Вместо того чтобы привлечь бизнес, создают массу проектов, привлекают инвестиции и спонсоров, деньги которых неизвестно куда уходят, ибо проблема цифровизации никуда не делась.

Мне очень хочется, чтобы ко всему вышесказанному прислушались.

Все что мы предлагаем — это десятая часть того, что уже наработано и сделано. Государевы мужья, может уже пора прислушаться к своему бизнесу? В Украине есть толковые бизнесмены и менеджеры мирового уровня, которые готовы приложить свой опыт и знания для решения существующих проблем.