Семь ключевых советов, чтобы построить бизнес в интернете

Из чего состоит эффективный интернет-маркетинг и как построить бизнес в интернете, размышляет директор компании Promodo Александр Колб
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"В будущем на рынке останется
два вида компаний: те, кто в
интернете, и те, кто вышел из бизнеса"

Билл Гейтс

Сегодня в Украине 20 млн интернет-пользователей — такие цифры озвучивает GfK. По разным оценкам, около 20% из них совершают покупки в сети. Сказать, что будущее, каким предвещал его великий создатель компании Microsoft, настало в Украине, — это опередить время на десятки лет вперед. Однако и недооценивать влияние сети на развитие современного бизнеса нельзя. И тут с Биллом согласится каждый.

Хорошая новость для украинских предпринимателей — незаполненность развивающегося рынка. Сейчас в украинском сегменте интернета не так много коммерческих ниш, имеющих яркого бесспорного лидера, с которым трудно конкурировать. Большинство ниш еще не заполнены на должном уровне. Однако это не означает, что они совершенно пусты и что новый игрок сможет стать царем горы совсем без конкуренции. Например, в секторах торговли одеждой и электроникой идут ожесточенные войны за доли и покупателей.

Сеть — очень быстрый рынок: компании могут рождаться и умирать быстрее "реального мира". Многие сетевые бизнесы умирают, стареют, оставляя своим владельцам разочарование и неоправданные затраты на продвижение и обеспечение продаж.

Можно бесконечно долго разбирать по частицам отдельные интернет-сайты в поисках причин и взаимосвязей их гибели. Можно бесконечно долго винить админресурс, который выкручивает руки бизнесу, и сетовать на отсутствие законодательной базы для интернета в Украине. Но мне кажется, что все эти факторы относятся к тем, на которые сложно влиять. Поэтому я предлагаю оставить вопросы внешнего влияния на онлайн-бизнес и затронуть ключевые аспекты, без которых невозможно развитие ни одного бизнеса в онлайне.

Связка: Стратегия — Инструментарий — Контент

Из этих трех частей складывается эффективный интернет-маркетинг. Каждая из них — необходимое и достаточное условие для успешной деятельности любого бизнеса в сети. Это означает, что ни одна из частей не может выпасть из процесса интернет-продвижения или остаться незатронутой.

Стратегия

Итоговый маркетинговый план вывода продукта (услуги, товара) или бренда в интернет. Для крупных компаний интернет-стратегия должна быть частью общего маркетингового плана. При разработке такой стратегии должны быть учтены особенности целевой аудитории, ее предпочтения, позиции конкурентов на рынке, применяемые тактики, бюджеты, целевые показатели и методы оценки эффективности маркетинговых коммуникаций. Здесь следует упомянуть, что с оценкой интернет-предпринимателям повезло больше, чем коллегам по offline-рынку. В сети можно узко сегментировать аудиторию и с большой точностью измерять каналы ее привлечения. Это дает преимущество быстрого и эффективного управления инструментами привлечения.

Помните, что слово "стратегия" — военный термин, применяемый в военной практике. Хотите победы? — Работайте, как великие полководцы.

Инструментарий

Инструментов в интернет-маркетинге — без преувеличения великое множество. Выбирая необходимые для реализации стратегии, необходимо руководствоваться оценкой эффективности и здравым смыслом, хотя последним надо руководствоваться всегда. Примерно так должны выглядеть ваши вопросы при выборе инструментов:

  1. Какие инструменты работы с аудиторией вы примените на том или ином этапе развития вашего интернет-сайта?
  2. Для достижения поставленных бизнес-задач будет эффективнее продвижение в Google или же построение канала коммуникации с целевой аудиторией в социальной сети Facebook?
Контент

В среде интернет-маркетологов существует устойчивое выражение: "Контент — король!". И это действительно так. Контент — это все, что находится на сайте, кроме программного кода: фото, тексты, видеообзоры, комментарии пользователей. Контент — это все посты в корпоративном блоге или на странице в социальной сети.

Как плохая газета не может жить без читателей, так и плохой сайт без полезной информации пользователю не может существовать долгое время. Поисковые системы ведут ужесточающую борьбу с бесполезными интернет-сайтами. Поэтому, войдя в сеть, вы должны очень много ресурсов выделять для развития проекта и его наполнению.

Идея и ее реализация

Случайный успех — это не про интернет-бизнес. Ситуация, когда успех может прийти только из-за успешного размещения на хостинге или в каталоге исключена. Помните золотое правило: "Бизнес — это польза с прибылью". Польза должна быть вашим приоритетом! Найти товар дешевле, услугу качественней, а новости интересней — задача для пользователя, которая решается одним кликом. Главное отличие от offline-среды заключается в том, что с вашего сайта очень легко уйти к конкуренту. Ваш интернет-проект должен не только продаваться, пиарить или уведомлять — он должен давать реальную пользу пользователю.

Вовлеченность

Никто — ни одна компания, которая занимается интернет-маркетингом, — не способен продать остатки товара на складе, спланировать рекламную кампанию в интернете на основе договоренностей с поставщиком или понимать все цифры по загрузке call-центра и тонкости ценообразования и закупки товара интернет-магазина.

В этой ситуации нет ничего удивительного. Бизнес-процессы в чистом виде всегда остаются на стороне бренда, делегировать эти задачи вряд ли имеет смысл. Качественное использование инструментария, опыт и экспертность — это то, за чем стоит обращаться к подрядчику.

Изучайте основы интернет-маркетинга, следите за ключевыми показателями эффективности ваших активностей в сети, растите внутри компании специалиста, который сможет работать в связке с подрядчиком, если вы уж на это решились. Только в паре можно получить максимальный эффект.

Высокий уровень контроля и знания всех показателей интернет-бизнеса для владельца так же важны, как и контроль финансового состояния компании. Это величины одного порядка.

Worse is better

Не надо становиться супергероями в первые дни запуска вашего интернет-проекта. В случае отсутствия опыта развития бизнеса в сети я бы советовал помнить золотое правило: "Большая любовь начинается с малых поцелуйчиков". Не спешите использовать все инструменты — начните с малого и главного!

Для того чтобы понять, работает ваша гипотеза или нет, не обязательно изобретать станцию "Союз". Мне часто задают вопрос: "Какой движок магазина лучше?". Ответ прост: "Тот, который отвечает всем вашим требованиям". Ни один движок за сотни тысяч долларов не построит вам бизнес.

Старт с простого продукта и огромный passion to do the best site — вот что на самом деле важно!

Не забывайте про offline

После того как пользователь сделал заказ товара или услуги на сайте или в приложении на смартфоне, коммуникация с клиентом не заканчивается, а переходит на новый уровень. Доставка, внешний вид курьера, сообщение о доставке товара, методы оплаты, упаковка, состояние товара — все это тоже часть вашего интернет-бизнеса.

Одна из основных причин краха многих интернет-магазинов — не отсутствие потенциальных покупателей или неумение использовать инструменты интернет-маркетинга для их привлечения. Ошибка кроется в работе бизнес-процессов, связанных с offline-составляющей интернет-бизнеса.

С помощью инструментов контекстной рекламы, поискового продвижения и других активностей интернет-проект рано или поздно справится с задачей привлечения нужного количества аудитории.

У крупных игроков УАнета до 80% пользователей — это постоянная аудитория. Подумайте, что вы сделали для того, чтобы ваши клиенты возвращались к вам снова.

Гибкость и скорость принятия решений

Гибкость важна для любого бизнеса, для бизнеса в сети она критична. Часто наблюдаю картинку, когда крупные игроки пытаются зайти в интернет с четко отлаженными процессами, которые они годами применяли вне сети. Такая интернет-стратегия обречена на провал. Интернет — это быстро изменяющаяся среда.

Главная задача предпринимателя — обеспечить высокую скорость реакции на изменения. Это касается как ассортимента товаров и услуг, изменения набора инструментов и каналов привлечения, так и негативных отзывов о бренде или первом лице компании, например.

Фиксированные годовые бюджеты на маркетинг, бесконечные уровни утверждения стратегии продвижения, привязка к внутренним неадаптированным показателям эффективности продаж — это лишь немногие примеры старых привычек, которые крупные игроки пытаются калькой применить в онлайне. Такой подход делает развитие невозможным и ведет этих игроков к краху. Многие изменения сайта и корректировки медиапланов просто погибают в кабинетах руководителей, потеряв свою актуальность.

Еще один фактор, который влияет на развитие компании в сети, — это корпоративная культура. Культура работы и отношений в компании определяют "скорость компании", но это уже тема другой статьи.

Помните о социальной составляющей интернета

Сила влияния социального мнения на успех компании в интернете: 91% американцев регулярно или время от времени спрашивает совета знакомых о продукте или услуге (BIGresearch).

• пользователи социальных сетей более чем в три раза сильнее доверяют совету своих друзей, нежели рекламе (Jupiter Research, март 2007);

• 84% маркетологов согласны, что к 2020 году работа с доверием пользователей будет основной целью маркетинга (1to1 Media, апрель 2008);

• 59% респондентов ритейл-рынка UK подтвердили, что покупки, сгенерированные лояльными пользователями, значительно лучше SEO (eMarketer, 2007);

• 26% результатов поиска ведут на контент, сгенерированный пользователями.

Быть честным — это не только правильно в повседневной жизни, это "must be" в интернете. Ложь, попытки обмануть или продать заведомо плохой продукт — это оружие, которое вы лично вкладываете в руки вашего клиента и с помощью которого он убьет вашу компанию за короткий промежуток времени.

Где сосредоточится фокус?
  1. Клиент в центре внимания.
  2. Менеджмент клиента в разрезе пользовательского опыта.
  3. Негативный опыт пользователя — это большие убытки.
  4. "Глас народа" приобретает решающее значение.