Академик Эдуард Киркевич: Восстановление Десятинной церкви – это подделка памятника древности

Развернувшаяся в обществе дискуссия по поводу Десятинной церкви на Святой горе затронула гражданские и религиозные чувства сотен тысяч граждан не только Украины, но и далеко за ее пределами, без преувеличения – всего православного мира

Попытки решения вопроса путем проведения сомнительных конкурсов, организованных Киевской горгосадминистрацией и Минкультуры Украины, не смогли и не должны были однозначно определить взвешенное решение.

Приходится сожалеть, что Михаил Кулиняк и Александр Попов, которые подписали «Общее решение Министерства культуры и Киевской городской государственной администрации «О проведении заказанного блиц–конкурса» на восстановление Десятинной церкви, этим и ограничили свой взнос в такое важное мероприятие. А судя по достаточно странному названию, они его даже не читали. Иначе поставили бы вопрос: что означает «заказанный», а еще интереснее – «блиц–конкурс», для такой важной темы.

О чем забыли новые «князья»

«Киев» – это звучит как обращение к Богу. Так, возможно, в древние времена взывали жрецы ушедших верований. Миллионы людей и сегодня поклоняются городу как особо почитаемому сокровенному кумиру.

Постигая город, не перестаешь удивляться уникальной его неповторимости, и не столько внешней, сколько внутренней, духовной. Недаром Киев в разные времена был «Матерью городов русских», «Иерусалимом земли славянской», «Землей Обетованной», а Днепр называли «Русским Иорданом». Теперь даже школьник скажет, что первый великокняжеский престол, как церковный, так и владетельный, появился в Киеве задолго до основания Москвы.

В мире немало Святых гор, названия которых еще больше подчеркивают их место в духовной жизни населения. Старокиевская гора традиционно считается ядром формирования города Киева. Она, по мнению ряда историков, стала тем местом, «откуда и есть и пошла Русская земля», государственность и даже вероисповедание.
Но основным подтверждением важности Старокиевской горы стало воздвижение на ней Десятинной церкви, где впоследствии и погребли Святых Ольгу и ее внука – Владимира. В нагорном дворце равноапостольный князь, выслушав представителей всех вероисповеданий, выбрал единственно верное – православие. Так что главный Десятинный храм на Святом месте имеет громадное духовное значение.

От Горы идут три пути, три направления. Нет, не географических, а духовно–исторических: к Вере – в сторону Святой Софии, к власти – в сторону Михаила Золотоверхого, и к народу – на Подол, торговле и ремеслам.

Неприличная возня, которая развернулась вокруг проектов возрождения святыни – Десятинной церкви – показывает заинтересованность определенных сторон. Ученые обосновано считают, что необходима музеефикация важнейшей исторической памятки – Старокиевской горы, на которой лежит камень с весьма символической надписью: «Откуда есть и пошла русская земля».

Давайте вспомним, что именно знаем мы о Десятинной церкви. Вначале из летописи: «И бяше Варяг единъ и бъ дворъ его, идъже есть церкови святая Богородица, юже содъла Володимеръ». «Въ лето 6504 (996 г.) Володимиръ видевъ церковь свершену, вшед в ню, и помолиса Богу… и рек: «Даю церкви сей свътъй Богородици отъ имения моего и от град моихъ десятую часть». И положи написав клятву в церкви сей, рекъ: «Аще кто сего посудить, да будет проклятъ». И вдасть десятину Анастасу Корсунянину».

По словам Дитмара, во время осады Киева Болеславом Храбрым (1018 г.) посредине храма стояли мраморные саркофаги Владимира и княгини Анны.

В 1017 г. церковь была сильно повреждена пожаром и по возобновлении ее князем Ярославом (1039 г.) церковь была вновь освящена.

В 1044 г. Ярослав Мудрый повелел похоронить в церкви «посмертно крещенных» братьев князя Владимира – Олега и Ярополка.

В 1169 г. Десятинная церковь была ограблена войсками Андрея Боголюбского, а в 1203 г. – воинами Рюрика Ростиславича.

В 1240 г. «граждане создала пака другой град около святое Богородицы» и пали в битве с Батыем. Храм был разрушен.

Возведенная митрополитом Петром малая Десятинная церковь была освящена в честь Рождества Богородицы.

Со временем она пришла в упадок, но в 1758 г. ее возобновили при участии легендарной монахини Флоровского монастыря Нектарии. Под этим именем приняла постриг дочь сподвижника Петра І фельдмаршала Бориса Шереметьева Наталья.
 
Воскрешение мертвых нам не дано
 
Чем вернее представим себе древний Киев, то есть считая его не захолустным городом, а большим устроенным центром, тем выше будет наше суждение о первоначальном виде Десятинной церкви.

Жалкими должны показаться всякие попытки сделать подделку под прекрасный памятник древности, от которого мы так резко отделены всем нашим существом. Почтенно всякое познание истины древней жизни. «Будущее в прошлом» всегда должно быть не парадоксом, но глубоким девизом. И в силу уважения к красоте древности нельзя думать о подделках.

Поддержать памятник, продлить его жизнь – большая заслуга, но воскрешение мертвых нам не дано.

После свидетельств выдающихся людей прошлого, ратующих за запрет строительства на этом месте, казалось, все станет на места, и не хочу верить, что сила «бабла» не имеет границ. Очень надеюсь, что удастся мирным путем сберечь Старокиевскую гору.
Нужно сохранить Старокиевскую гору, какой она дошла до нас, и без всяких строений, кроме тех, которые способствовали бы музеефикации.

И хорошо, что молодежь встала на защиту Святой Киевской горы, 11 июня 2011 года пройдя многочисленной демонстрацией по Андреевскому спуску, как когда-то князь Игорь, бежавший из половецкого плена…

Нам нужно также бежать из плена иллюзий, что новое строительство пойдет городу на пользу.

Трудно понять, из каких побуждений мною глубоко уважаемый народный депутат, представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко 21 сентября внес проект закона «О возрождении уникального Символа православья – церкви Богородицы (Десятинной) в городе Киеве».

В соответствии с проектом, предполагается «створити Національний архітектурно-історичний, духовно-символічний, православний комплекс із відродженням унікального Символу православ’я – церкви Богородиці (Десятинної) в місті Києві (далі – Національний православний комплекс); спроектувати і збудувати Національний православний комплекс на території пам'ятки археології національного значення «Місто Володимира – дитинець стародавнього Києва з фундаментами Десятинної церкви».

Так как этот вопрос приобрел не только общегосударственное значение, но вышел далеко за пределы страны, по моему мнению, было бы целесообразно создать временный Совет в составе независимых экспертов, почтенных граждан, специалистов этого дела для рассмотрения и подготовки предложений правительству. В состав Совета можно было бы привлечь международных экспертов – от ЮНЕСКО.

Данный временный Совет должен ознакомиться с конкурсными проектами, спокойно выслушать их авторов, выслушать их ответы на вопрос и определиться, как дальше быть. И не за один вечер, а с перерывом в несколько дней для осмысления этой важной и судьбоносной проблемы. Возглавить такой Совет можно поручить руководству Министерства культуры Украины.

К слову, хотелось бы напомнить, что схожий по своей сути комплекс уже строится: возле станции метро «Лыбидская» скоро может вырасти самый высокий в Европе православный храм Святого Воскресения. Его высота составит 120 метров, сообщил пресс-секретарь Украинской православной церкви Московского патриархата Василий.

Мэр Леонид Черновецкий даже пожертвовал 5 килограммов золота на купола. По просьбе бывшего секретаря Киевского горсовета Олеся Довгого Киеврада выделила 11 млн. грн. на строительство нового собора.

Общая площадь православного храма составит 22 тыс. кв. м, в котором, кроме собора на 5 тыс. прихожан, проектировщики заявили резиденцию митрополита, многочисленные офисы, гимназию, духовно-просветительский центр, гостиницу для паломников, телестудию, конференц-зал на 1 тыс. человек, спорткомплекс и подземный паркинг на 126 мест.

Академик Академии строительства Украины Эдуард Киркевич