Глава "Нибулона": Сегодня зерно — лицо экономики Украины

Компания «Нибулон» инвестирует $300 млн. в проект по строительству элеваторов и речных терминалов, возрождение торгового флота и совершенствование логистики. По подсчетам компании, экономический эффект проекта для аграриев достигнет 4 млрд. грн

Главным результатом станет повышение качества зерна, и следовательно, увеличение спроса на него на мировом рынке. Генеральный директор ООО СП «Нибулон», Герой Украины Алексей Вадатурский уверен, что это хоть и ключевой, но не единственный результат проекта: инициатива поможет возродить ряд отраслей отечественной экономики — кораблестроение, энергетику, строительство, металлургию и агросектор


Наталья ПАВЛЕНКО

специально для «ДЕЛА»

Насколько проблемным для выращивания пшеницы будет, по оценкам вашей компании, нынешний год?

Валовой сбор выращиваемой нами пшеницы достигает 150 тыс. тонн. И наши результаты доказывают: реально выращивать 90% пшеницы 1-3 класса, и только 10% — 4-5 класса, а содержание поврежденных клопом-черепашкой зерен — контролировать в пределах 0,25-1%. Решением проблемы с клопом-черепашкой мы занимаемся системно: начинаем сразу после уборки урожая и заканчиваем в период молочно-восковой спелости. Обрабатываем, начиная с прилегающих к полям посадок, даже если это ячмень. Приходится частично затрагивать поля нерадивых фермеров-соседей. У нас есть система премирования для агрономических служб, а проблемой занимаются люди от рядового механизатора до гендиректора.

Поэтому для нас этот вопрос решен, и мы готовы участвовать в тендерах на поставку пшеницы в основные страны-потребители. Хотелось бы, чтобы так работал весь аграрный сектор. Если же наш опыт и опыт передовых компаний не будут переняты, а борьбе не будет уделено серьезное внимание, через несколько лет нас будут воспринимать только как страну клопа-черепашки, а не пшеницы. И это при том, что Украина — экспортно ориентированная страна.

Сегодня трейдеру даже партию сформировать тяжело, поскольку качество неоднородное. А наша цель — занять нишу на рынке именно каче-ством. Наш бизнес системный, для этого мы в свое время построили самый современный перегрузочный терминал в Украине. И сейчас создаем сеть линейных элеваторов и речных терминалов, так как без создания сети нечего делать на мировом рынке зерна.

В чем отличие ваших элеваторов?

В первую очередь в том, что на них работают специалисты, обучавшиеся экспертами международных контролирующих организаций и центральных лабораторий стран-получателей. Мы постоянно приглашаем к себе иностранных специалистов, которые помогают нашему персоналу стать лучшим в Украине. К примеру, до 1 июля наши специалисты пройдут обучение в лабораториях Египта, основного импортера пшеницы в мире. Кадры мы отбираем еще со студенческой скамьи, задолго до получения дипломов, в период практики на нашем предприятии. После окончания вузов стажируем их год-два и доверяем самостоятельную работу. Построив свою сеть элеваторов, мы добьемся того, что будем знать, какого качества зерно на них. Таким образом, сформируем банк зерна. Пусть даже различного по качеству, но однородного, из которого можно формировать уже необходимые экспортные партии зерна.

В чем, кроме персонала, проблема действующих в стране элеваторов?

Украина сегодня обеспечена элеваторами только на 50%, еще меньше сертифицированных элеваторов. Те, которые есть, часто очень условно можно назвать «сертифицированными». К нам за прошлый маркетинговый год привезли более 100 тыс. тонн зерна, которые мы были вынуждены вернуть. Запах средств от защиты растений, запах зерна, которое хранилось на бывших фермах и свинофермах, затхлое зерно, заплесневелое, испорченное — вот то, с чем приходится сталкиваться. Показатели по белку нормальные, а взять зерно не можем. Сердце кровью обливается от такой бесхозяйственности. Мы же приближаем наши элеваторы к сельхозпроизводителю. Тем самым в цепочке от производителя до нас не будет посредников и будет гарантирована сохранность выращенного урожая. Персонал элеваторов нашей компании будет активно работать с сельхозтоваропроизводителями и доводить требования по выращиванию пшеницы до мировых, обучать агрономические службы хозяйств, что позволит силами лишь компании добиться общего улучшения качества выращиваемой пшеницы. А сельхозпроизводитель будет осведомлен, какое качество востребовано на мировом рынке. И у нас это получается, так как с каждым годом мы расширяем географию поставки на мировой рынок продовольственной качественной пшеницы. Ну а самое главное — наши элеваторы построены по самой современной технологии, обеспечивающей большую мобильность при приемке и отгрузке зерна. Можно сказать, мы гарантируем конкретное поле, конкретный трюм, конкретного получателя зерна в мире.

Что еще ваш проект даст производителю зерна?

К 1 июля 2010 года мы планируем довести наши элеваторные мощности до 1,5 млн. тонн единовременного хранения. Мы сокращаем цепочку посредников. Аграрий, когда выращивает зерно, должен думать о том, как его правильно собрать и получить за него справедливую цену, и понести минимальные транспортные издержки, поэтому мы строим элеваторы ближе к нему. Как результат, аграрии получат дополнительных доходов 50 грн. на каждой тонне, ведь мы будем работать с конечным потребителем. Работая напрямую с аграриями, легально и без наличных схем, мы также детенизируем рынок.

Мы храним зерно, несем за него ответственность, потому что это лицо экономики Украины. Заметьте, мы единственная компания, которая ежедневно на своем сайте дает информацию о ценах и качестве закупаемых партий зерна. Такую информацию мы даем и на автоответчиках, а при сдаче зерна на элеваторах аграрий получает результаты качества в течение нескольких минут. Так мы поддерживаем открытость на зерновом рынке.

Расскажите подробнее о других ожидаемых результатах проекта?

Мы, может быть, единственная компания, которая серьезно занимается логистической цепочкой, строит сеть элеваторов, создала цепочку «поле — порт» и которая работает в аграрном секторе, но при этом возрождает судоходство на реках. Мы поставляем зерно конечным потребителям в странах-получателях, строим портовые элеваторы, несамоходные суда, буксиры, возрождаем Днепр как транспортную артерию. Нас не зря приглашают в различные области, и мы заслужили там авторитет. Мы гордимся тем, что мы — украинская компания и лидер зернового рынка, ведь это очень непросто. Я уверен, что для того чтобы заслужить такое уважение в Украине, нужно инвестировать, как мы. Мы выращиваем зерно на площади до 80 тыс. га, у нас парк большегрузных автомобилей западного производства, мы будем продолжать строить свой флот и докажем, что можно построить модель успешной Украины в аграрном секторе. С нами работают около 150 строительных компаний. Это колоссальная работа, и мы гордимся, что помогли строителям в сложное время. Так, как строим мы, сегодня не строит никто — ни суда, ни элеваторы. Мы выработали системный подход, и в этом сегодня наше огромное конкурентное преимущество.

Мы уверены, что таким компаниям, как наша, необходимо помогать. И сегодня нам помогают и нас поддерживают люди, которые заинтересованы в том, чтобы Украина развивалась.