14 октября 2011 в 11:41

Анатолий Близнюк: Был и остаюсь первым лоббистом развития регионов

В преддверии Международного инвестиционного саммита в Донецке министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк рассказал о том, какие перед министерством стоят задачи по вопросам развития регионов

 – Анатолий Михайлович, в названии Вашего министерства присутствуют слова «региональное развитие». Можем поспорить, в последнее время вас больше всего спрашивали о строительстве, жилищно-комунальном хозяйстве, начале отопительного сезона.

Скажите, какое значение для вас и возглавляемого вами ведомства имеет именно развитие регионов, как направление деятельности.

– Пожалуй, самое непосредственное. Ведь все, от застройки территории, до создания и деятельности каждого конкретного ОСББ, зависит от деятельности местной общины, уровня развития региона в целом. По известному изречению, человек – мерило всех вещей.

Опять же, именно благосостояние граждан определяет возможности экономики страны в целом. А что, или кто, ближе к каждому конкретному человеку, чем местная власть. Всегда говорил и снова повторюсь – реформа жилищно-комунального хозяйства невозможна без реформы местного самоуправления. И именно она станет первой ступенькой на пути подъема регионального развития. Был и остаюсь первым лоббистом развития регионов.

– Вы упомянули местное самоуправление. Как оно будет реформироваться?

– В рамках реализации инициированного Президентом Украины Виктором Януковичем третьего этапа реформы государственного управления и местного самоуправления, которым предусмотрено именно реформирование местного самоуправления, а также расширение прав территориальных общин и децентрализации власти. Минрегион взял на себя обязанность подготовить Дорожную карту взаимодействия с ассоциациями местного самоуправления на период до 2014 года, а также рассматривать вопросы реформы местного самоуправления на Комитете отраслевых реформ Министерства. В результате нашей совместной работы мы должны «выйти» на самодостаточность общин и идеологию единого административно-территориального устройства. Должна быть целостная система, которая объединит все сферы жизни на конкретной территории - здравоохранение, образование, жизнеобеспечение, охрану правопорядка. Только такой подход позволит внедрить межмуниципальное сотрудничество, публично-частное партнерство, софинансирование проектов инновационного развития. Мой собственный опыт показывает, что по схеме, по которой, например, работает ПРООН, на каждую вложенную в проекты развития гривну, община сама находит еще три. Таким образом, решаются «неподъемные» для бюджета страны и региона задачи.

"Большинство регионов живет пока по принципу - дайте денег, а мы их потратим!"

Как министр регионального развития я смогу защитить и отстоять любые региональные бюджетные запросы, только тогда, когда они будут ориентированы на среднесрочную перспективу и конкретные проекты. Средства должны направляться либо на решение критических проблем, или же на «точки роста» экономики.

– На чем будет базироваться стратегия регионального развития?

– Государственная политика базируется на ответственном отношении к потребностям регионов, на использовании синергетического эффекта от развития экономических кластеров, в первую очередь - трансграничных. Правительство уделяет особое значение межрегиональному сотрудничеству. Рост конкурентоспособности регионов Украины и их интеграция в общеевропейское пространство, внедрение инноваций, увеличения производительности труда, а также повышение индекса человеческой жизни должно происходить на основе Национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров, путем объединения усилий центральной и местной власти. Три четверти страны – пограничная территория, и это весомое основание для выделения деятельности в сфере создания трансграничных кластеров и использования результатов их функционирования в долгосрочную общегосударственную стратегию.

В Украине уже есть определенный опыт, имеет место начало процессов формирования трансграничных кластерных инициатив и развития трансграничных кластеров. Например, в Хмельницкой области достаточно успешно функционируют строительный и швейный кластеры, есть туристические «Каменец» и «Дывосвит», кластер сельского зеленого туризма «Обериг», имеющие все возможности для дальнейшего развития, в том числе и в трансграничном измерении. Осуществляются организационные мероприятия по формированию трансграничного логистического кластера на Закарпатье. В Луганской области изучаются возможности реализации трансграничных кластерных инициатив в транспортном машиностроении, сельскохозяйственном производстве, медицине.

– Каковы ближайшие перспективы строительной отрасли. На чем будут сосредоточены главные усилия ведомства?

– Любая страна в любое время выходила из кризиса только благодаря подъему строительства. Мы – не исключение. Основными направлениями были и остаются содействие инвестициям, импортозамещение, енергоеффективность, адаптация норм технического регулирования к нормам Европейского союза. Переход к развитию регионов в стратегии средне- и долгосрочной перспективы на основе четких градостроительных планов избавит нас от появления в будущем позорного явления «долгостроев». Их достройка даст толчок экономике регионов и страны в целом. И самое главное – доступность жилья. Создание каждому равных эффективных возможностей решить «квартирный вопрос». По каждому из направлений уже сделаны конкретные весомые шаги.

– Какое, по-вашему, самое емкое определение, смысл реформ в жилищно-комунальном хозяйстве?

 – Сегодня системам жизнеобеспечения нужны два вида инноваций: технологические и инвестиционные. Первый заключается в применении современных технологий для достижения высокого качества при минимально возможной себестоимости. Второй - это необходимость обеспечения инвестиций в отрасль. По расчетам сегодня инвестиционная потребность Украины в сфере жизнеобеспечения составляет более 700 млрд. грн. И бюджетное финансирование всех уровней никогда не сможет обеспечить эту потребность.

Суть реформ – в изменении системы управления и государственного регулирования отрасли. Мы должны создать нормальные рыночные условия для эффективного привлечения всех возможных форм финансирования в жилищно-коммунальное хозяйство. Тогда за счет бюджетных ресурсов будут реализовываться только те проекты, на которые нельзя привлечь кредитные ресурсы или прямые частные инвестиции.

Ближайшие несколько лет - это работа по антикризисному управлению сферой жизнеобеспечения. В условиях перехода к рыночным отношениям, придется работать не только над сохранением работоспособности систем, но и над снижением энергозависимости. Приоритеты – термомодернизация жилья, модернизация сетей, энергоеффективность и импортозамещение.

 

Читайте также эксклюзивное интервью "Дела" с директором Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-2010 годы) Вадимом Трюханом о трансграничном сотрудничестве и чем оно полезно Украине.

19-20 октября в Донецке состоится IV Международный Инвестиционный Саммит DID 2011.

Тема саммита в этом году «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО». Генеральный партнер Саммита компания «Систем Кэпитал Менеджмент» http://www.scm.com.ua/

автор:
раздел:

По теме:

Глава Сведбанка: В ближайшие годы «вливаний» акционера в капитал банка не планируется
Мнения 13 октября 2011 в 8:47

Глава Сведбанка: В ближайшие годы «вливаний» акционера в капитал банка не планируется

Глава правления Сведбанка Райнер Мюллер-Ханке в интервью «Делу» рассказал о причинах ухода банка из розничного сегмента, а также заявил, что в ближайшие годы финучреждению не потребуются дополнительные инвестиции со стороны акционера в капитал банка

Пасхавер: Коррупцию невозможно искоренить либеральными реформами
Мнения 12 октября 2011 в 9:42

Пасхавер: Коррупцию невозможно искоренить либеральными реформами

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер рассказал «Делу», почему коррупция является частью национальной украинской традиции и почему нынешняя власть вряд ли сможет что-то изменить