Антимонопольному комитету не хватает кадров

Глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев считает неоправданным требование сократить аппарат ведомства на 17% и обещает провести масштабную реорганизацию комитета

Алексей Алексеевич, сколько штрафов и за какие нарушения присудил АМКУ в прошлом году?

В прошлом году АМКУ возложил рекордное количество штрафов — 289,8 млн. грн. Львиная доля этой суммы — 265 млн. грн. — пришлась на штраф по одному делу, связанному с завышенными ценами на керосин в аэропорту «Борисполь» (аэропорт был оштрафован на 10 млн. грн.,   «Лукавиаойл» — 20 млн. грн., «Укртатнафта» — 110 млн. грн., «Кребо» — 125 млн. грн. — «ДЕЛО»). В этом году за I квартал возложены штрафы в общем размере более 5 млн. грн.

Этот рекордный штраф в 265 млн. грн. был выплачен?

Предприятия попробовали оспорить это решение. АМКУ выиграл суды вплоть до Высшего хозяйственного. И сегодня  исполнительная служба осуществляет действия по наложению ареста на счета оштрафованных компаний и взиманию денег в бюджет. Но одна из проигравших компаний («Укртатнафта». — «ДЕЛО») обратилась  также и в административный суд. И теперь одно и то же дело рассматривают два суда. И если мы выиграли все хозяйственные суды, а они выиграют в административном (первую инстанцию они выиграли), то получится патовая ситуация. Я сторонник реального устранения нарушений, а не огромных штрафов. Потому что предприятиям и так тяжело из-за кризиса, да и закон нарушают не трудовые коллективы, решения принимают конкретные менеджеры.

АМКУ проводил расследование, касающееся повышения цен аптеками на медпрепараты в период гриппозного ажиотажа осенью прошлого года — на какой оно стадии?

Мы завершили более 90% всех начатых в период эпидемии дел, сейчас подводим итоги. Мы провели расследования по всем регионам Украины. Было дано более 1500 требований о снижении цен субъектам розничной торговли медпрепаратами и более 90 требований — оптовикам. Практически все они вернули цены на уровень, зафиксированный на 23 октября 2009 года. Всего АМКУ провел 259 проверок, по результатам которых было открыто 108 дел, из них по 96 решения приняты. Штрафные санк-ции наложены в размере 640 тыс. грн. и половина из них уже выплачена в бюджет. В судах находится 17 дел.

ЗАО «Ганза» доставила в Украину 700 тыс. упаковок препарата «Тамифлю» в период эпидемии гриппа. Поступали ли в АМКУ обращения с просьбой инициировать проверку этой компании?

АМКУ по собственной инициативе провел проверку ЗАО «Ганза» на предмет соблюдения конкурентного законодательства, в том числе при поставке в Украину препарата «Тамифлю» в период эпидемии гриппа. Проверка показала, что компания продавала Минздраву «Тамифлю» по ценам, которые были зафиксированы на таможне. Таким образом, признаки нарушения конкурентного законодательства отсутствуют.

Решение АМКУ о слиянии компании «Киевстар» с российским «Вымпелкомом» приостановлено. Что дальше? Может ли Комитет обязать акционеров «Киевстара» и «УРС» отказаться от части частотного ресурса, принадлежащего компаниям?

Если в процессе пересмотра предыдущего решения АМКУ за заявлением ООО «Астелит» будут подтверждены новые факты и обстоятельства, неизвестные нам ранее, и это стало причиной принятия необоснованного решения, то Комитет может отменить это решение либо изменить его, обусловив выполнением определенных обязательств. В случае если будет происходить монополизация рынка, эти обязательства могут касаться и продажи части приобретаемого актива операторов мобильной связи — ЗАО «Украинские радиосистемы» и ООО «Голден Телеком». Речь может идти и о необходимости отказаться от части радиочастотного ресурса, которая сегодня принадлежит этим компаниям.  

АМКУ в 2009 году приостановил действие своего решения о признании монополистами 4 мобильных операторов и «Укртелекома» на рынке доступа к собственным сетям. Такой статус компаний дал бы право НКРС регулировать их тарифы. Глава НКРС Владимир Олейник сказал, что это решение (о приостановке) может быть пересмотрено. Так ли это?

АМКУ принял такое решение 25 мая 2009-го, а в июне начал процедуру пересмотра и остановил его действие. Сейчас к этому вопросу мы снова возвращаемся.

У нас есть возможность взять за базу не только 2008 год, который был у нас в прежнем решении, но и 2009-й. Нужно понимать, что если мы примем решение о признании участников рынка интерконнекта монополистами, то  регулятор — НКРС — сможет оперативно вводить регулирование на этом рынке. Поэтому АМКУ и НКРС нужно провести конструктивный диалог: они должны быть готовы к такому нашему решению и подготовить соответствующие методики.

Используя неравномерные ставки доступа к своим сетям, крупные операторы получают большие прибыли, а интересы маленьких операторов ущемлены. Мы видим, что рынок не может сам урегулировать ситуацию. Игроки то договариваются, то судятся. Поэтому выход один — введение регулирования.

Нет ли у АМКУ вопросов к «Укртелекому», который единственный имеет лицензию на UMTS (3G) ?

На АМКУ никто не выходил с заявлениями относительно того, что «Укртелеком» единственный владеет такой лицензией. В конце прошлого года должен был проводиться конкурс на 3G, но он был отменен самой комиссией. Поэтому это вопрос, скорее, к организатору конкурса — НКРС.

Что происходит на рынке нефтепродуктов? Неужели синхронное и сопоставимое повышение цен не делает сговор очевидным?

Я не согласен, что всегда операторы договариваются. Украина не обеспечивает себя нефтью и газом, поэтому наши цены зависят от мировых. И если цена на нефть в мире поднимается (а она растет так, как никто и представить себе не мог), неизбежно будут повышаться цены в Украине, и  их будут повышать все. Не потому, что операторы договорились, а потому что таковы объективные условия. Например, в марте на многих АЗС  поднялась цена на бензин и дизельное топливо. Мы открыли дела и дали рекомендации по снижению цены. Начиная с 29 марта цены были снижены в среднем на 10-17 коп. во всех регионах — это был предел. Комитет закрыл эти дела без наложения штрафных санкций.

Авиакомпании «МАУ» и «Днипроавиа» обвиняют Гос-авиаадминистрацию в недопущении их к частотам на полеты в Израиль в пользу компании «АэроСвит». Вмешивался ли АМКУ в эту ситуацию?

На сегодняшний день в АМКУ не поступали обращения по данному вопросу.

Есть ли решение по конфликту ГОК «Сухая Балка» и Криворожского железорудного комбината (КЖРК) (групп Evraz и «Приват»)?

Заявление от ОАО «Сухая Балка» на действия Криворожского железорудного комбината поступило в Днепропетровское областное отделение АМКУ. Сейчас ведется расследование, оно на завершающей стадии.

Когда может быть принято решение?

Мы стараемся не затягивать, но обязаны соблюсти все процедурные моменты перед принятием решения.

Кто предложил вам вернуться в АМКУ? Вам известно, кто еще претендовал на этот пост?

Мне известно, что все стороны, которые вошли в коалицию, хотели получить эту должность. И коммунисты, и Блок Литвина, и внефракционные депутаты. Моя фамилия прозвучала от Партии регионов. Мою кандидатуру предложили, поскольку я уже проявил себя на этом посту, был в курсе дел и мог сразу начать плодотворно работать. Работа эта очень специфическая, и любому человеку, будь он даже семи пядей во лбу, понадобилось бы несколько месяцев, чтобы полноценно начать руководить Антимонопольным комитетом.

Продолжит ли работу в АМКУ Александр Мельниченко? На какой должности?

Он остается первым заместителем главы Антимонопольного комитета, как и раньше.

Перед госорганами поставлена задача сокращения штата. В какой мере сокращения коснутся аппарата АМКУ?

Нам предложили сократить 17%. Проблема в том, что если существенно сократить численность, то от каких-то видов работ придется отказаться. По сравнению с другими госорганами мы и так малочисленны: в системе АМКУ работает 793 человека, из них 236 — в центральном аппарате. В благополучной Франции в конкурентном ведомстве работает около 4,5 тыс. человек. Кроме того, работы постоянно прибавляется. Пока я работал в Верховной Раде, удалось принять закон, который приравнял недобросовестную рекламу к недобросовестной конкуренции, и здесь у АМКУ открылось огромное поле для деятельности. В нашей стране никто не нес ответственность за неправдивую, обманчивую рекламу, а ведь зачастую от нее страдают не только кошельки, но и здоровье людей. Но то, что появилось направление недобросовестной рекламы, добавило целый пласт работы, но ни одного человека нам под это не добавили. По некоторым направлениям работает вообще один человек —  куда еще сокращать?

Что изменится в АМКУ в ближайшее время?

Полагаю, будет меняться структура АМКУ. Сегодня Комитет устроен по отраслевому принципу: есть подразделение, которое занимается рынком АПК, и подразделение, которое занимается рынком банковских и страховых услуг, управление транспорта и связи. Сейчас мы обсуждаем совершенно другую структуру, которая предполагает не отраслевое деление, а функциональное. То есть будет отделение, которое будет заниматься раскрытием картелей на всех рынках, управление, которое будет заниматься исключительно выявлением злоупотреблений монопольным положением — тоже на всех рынках. Будет подразделение, занимающееся пресечением дискриминационных действий со стороны органов власти и т.д. Внедрить эти новшества относительно нетрудно. Мы готовим новую структуру и штатное расписание, которые будут поданы Кабинету Министров.